ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЕДЬМЫ


     Человечек сплел колечко, положил себе на плечи,
     но кольцо вцепилось в глотку, переплавилось в колодки,
     склеп поспел, и свод подковой - человечек окольцован,
     плетью около лица в локонах оскал кольца,
     колокол, как конь зацокал: из кольца сковали цоколь,
     колет локоть, жжется жгут - заколотят, проклянут,
     век - увечье, кровь - кровать, некому расколдовать.
     Ю.Могилевер

     Не понимаю слова "ведьмак". Что-то есть в нем от "нетрадиционной ориентации". Перверсия какая-то... Ведьмовство - суть занятие сугубо женское, ибо завязано на те силы, которые мужскому полу чужды и непонятны. На женское начало матери Изиды и черную запятую принципа "Инь", на блистающий щит Афины Паллады и кровавые ритуалы Мокоши. Только присущее современности размытие полоролевых функций и крушение патриархального мира могло привести к появлению "ведьмаков" - мужчин, практикующих женский принцип. Наверное, в этом нет ничего плохого - с такой же цикличностью, с какой на Земле чередуются оледенения с потеплениями, меняются местами матриархат с патриархатом. Возможно, это даже связано - в суровые и холодные времена в цене мужская доблесть охотника, а в теплые и благоприятные - женская тщательность собирательства. Одно можно сказать твердо - пока мир принадлежал мужчинам, ведьмам приходилось гораздо хуже.

     Грустно капает вода...
     У меня стряслась беда.
     Эх, найти бы ту заразу,
     Что упрятала сюда!
     Кто измыслить это смог?
     Это явно злобный рок:
     Ни за что меня схватили,
     И в темницу под замок....

     Процессы Хопкинса
     В 1645 году Мэтью Хопкинс, этот печально известный в Англии охотник за ведьмами, и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая "ведьм" и щедро оплачивая помощь доносчиков. Охотники за ведьмами добивались признаний любыми средствами и, согласно сохранившимся записям, обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмудсе в августе. (Возможно, под судом оказалось гораздо больше людей, чем сообщается в дошедших до нас документах.) Большая часть осужденных "призналась" в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.
     Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Такие знаки, сочтенные сосками, которыми ведьмы вскармливали бесов, находили в складках половых губ, а иногда за них принимали клитор. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин и хвастал, что восемнадцать ведьм из Бери-Сент-Эдмундса "были раскрыты благодаря найденным на их телах соскам, которые обычно сосали бесы... А некоторые из этих ведьм сознались, что имели плотское сношение с дьяволом, одна даже сказала, что зачала от него близнецов, но, едва родившись, ужасные, длинные и уродливые, они убежали от нее".
     Маргарет Уайард созналась, что держала семерых чертенят, в том числе мух, собак, мышей и паука. Однако у нее было всего пять сосков, так что бесам приходилось бороться друг с другом, "словно поросятам около свиньи". По словам Уайард, дьявол явился к ней семь лет назад в виде теленка и сказал, что он - ее муж. Она не хотела сожительствовать с ним (что, возможно, как-то характеризует ее брак) до тех пор, пока дьявол не .явился повторно, на этот раз в облике "красивого молодого джентльмена". Чертенята других привлеченных к суду ведьм представляли собой цыпленка по имени Нэн, двух "злобных волосатых" мышей, а также трех бесов, "похожих на цыплят".
     Стерн пишет, что было казнено шестьдесят восемь ведьм; одна, которую судили в Ипсвиче, а не в Бери-Сент-Эдмундсе, по сообщениям, была сожжена. Многие, вероятно, были повешены (документы не дают точных сведений), а многие умерли в тюрьме.
     По иронии судьбы, в ответ на сообщения о крайностях в деятельности охотников за ведьмами Парламент создал специальную комиссию для расследования. Тем не менее, эта комиссия приняла на веру "доказательства" совершения сделок с дьяволом и существования бесов, тем самым позволив Хопкинсу и Стерну творить произвол на протяжении еще двух лет.

     Нетрудно заметить сексуальную подоплеку охоты на ведьм. Это была не борьба с колдовством, а борьба с женским началом. Мир сменил фазу, и с пережитками матриархата боролись сурово. От мистерий Изиды, через андрогинность и гомосексуальность греческих богов, через равноправие Мокоши и Велеса человечество пришло сначала к воинскому началу Перуна, а потом и к сугубо мужскому христианству. Женщины из жриц и пифий превратились в тех, кому закрыт вход в алтари. Ритуалы плодородия сменились на воинственные богослужения - "не мир, но меч". Древние кланы могущественных колдуний ушли в глубокое подполье. Прервалась связь времен - оставленные на произвол судьбы самородные волшебницы больше не проходили посвящений в тайные мистерии, а становились ведьмами. Бесконтрольная и необученная сила легко и закономерно обращалась на легкий путь Темной Стороны, к самым черным и кровавым ритуалам. Нет, не зря их обвиняли в дъяволопоклонничестве - противостояние мужскому угнетению было неизбежно, а символом его была всесильная Церковь.

     Обвиняют черт-те в чем,
     Запугать хотят мечом,
     Не была б я юной леди,
     Так огрела б кирпичом!
     Нету правды на земле!
     Обвинить хотят во зле.
     Говорят, что в полнолунье
     Я летаю на метле!

     Ведьмы из Мора
     Начало дела датируется 5-м июля 1668 года, когда пятнадцатилетний парень из Мора (в Швеции) обвинил семнадцатилетнюю девушку в том, что она похищала детей для Сатаны. Обвинили в этом и других. Все были признаны невиновными, кроме одной женщины семидесяти одного года.
     Это признание вызвало тревогу, и король Карл XI создал комиссию, предназначенную для искупления грехов ведьм массовыми молитвами, вместо того, чтобы подвергнуть их тюремному заключению и пыткам. Тем не менее общественный страх усилился, а истории про похищенных детей и о дьявольской деятельности стали распространяться все больше.
     К облегчению деревенских жителей, члены королевской комиссии прибыли в Мор 12 августа 1669 года, чтобы расследовать дело. На следующий день все население (около трех тысяч человек) пришло в церковь, чтобы услышать проповедь, "рассказывающую о несчастье людей, которые сами страдают от того, что их ввел в заблуждение дьявол". Каждый молился о том, чтобы избежать кнута.
     Детей, которых якобы вдохновили на участие в шабашах, собрали перед церковью и допросили одного за другим. Их рассказы совпадали: их сонными вытащили из кроватей и втянули в самые ужасные дьявольские пирушки. Некоторые из детей говорили о белом ангеле, который появился и спас их, заверив, что все, что с ними происходит, не будет продолжаться долго, хотя и допущено "из-за злобы людской". Ребята назвали семьдесят ведьм, пятнадцать из которых были также детьми. Некоторые из них были из соседнего района. Обвиненных допросили и подвергли пыткам. Двадцать три человека из них немедленно признались.
     Ведьмы говорили, что они встречались у песчаной ямы на перекрестках, где они задирали одежду себе на голову и танцевали "кругом, и кругом, и кругом". Они ходили к перекрестку и упрашивали дьявола забрать их в место под названием "Блокула". Как пишет Макэй, дьявол "вообще-то появлялся в облике маленького старичка в сером пальто, в красных и голубых чулках с чрезвычайно длинными подвязками. Кроме того, у него была шляпа с очень высокой тульей, с лентами из разноцветного льна, обвязанными вокруг нее, и с длинной рыжей бородой, свисавшей чуть ли не до пояса".
     После того, как ведьмы обещали душой и телом служить ему, дьявол приказывал им воровать детей, угрожая ведьмам побоями, если они не выполнят его требований. Они говорили, что могли входить в дома, потому что дьявол сначала вынимал стекла из окон. Они брали детей, обещая им красивую одежду и другие вещи, а потом улетали с ними вместе либо на спинах зверей, либо на мужчинах, которых они околдовывали во время сна, либо верхом на почтовых лошадях.
     Они запугивали детей, чтобы те никому ничего не говорили. Те, кто проговаривался, подвергались "мучительной порке" до смерти, так об этом писал Коттон Матер в своей книге "О ведьмовстве, чудесах невидимого мира" (1693). Судьи находили таких детей со следами кнута на теле.
     Ведьмы говорили, что дьявол всю дорогу вез их на спинах лошадей, ослов, козлов и обезьян, по крышам домов в "Блокулу", в дом с воротами, выходящими в бесконечный зеленый луг. Чтобы доказать верность служения дьяволу, ведьмы резали себе пальцы, и кровью записывали собственные имена в его книге. Дьявол "крестил" ведьм и заставлял их сесть за длинный стол, чтобы они съели суп, приготовленный из капусты и бекона, хлеба и масла, молока, сыра и овсяной муки. Иногда дьявол играл на арфе или на скрипке, пока ведьмы ели. Потом они водили хоровод пред дьяволом, и ведьмы ругались и сыпали проклятьями "в высшей степени ужасно". Иногда они танцевали нагими.
     Ведьмы также говорили, что пытались убить священника из Эльф-дэйла. Одна ведьма сказала, что дьявол дал ей кузнечный молот, которым она вогнала гвоздь в голову священника, но гвоздь вошел не полностью. Примерно в это же время священник жаловался на ужасную головную боль. Судьи попросили ведьм продемонстрировать свою способность к черной магии. Те не смогли сделать этого, объяснив, что после признания они утратили свою волшебную силу. Все 70 осужденных человек были приговорены к казни. 23 взрослых, которые признались в ведьмовстве, сожгли в одном костре в Море, на следующий день в одном костре сожгли 15 детей. Оставшихся 32 человека отправили в Фалун, где позже их всех казнили.

     Чудовищная жестокость и массовость расправ с ведьмами порождает закономерный вопрос: чем же так досадили немногочисленные колдуньи самой могучей церкви за всю историю человечества? Святые отцы были готовы уничтожить сотни невинных, если был хоть малейший шанс, что среди них затесалась одна ведьма. Даже учитывая невысокую цены человеческой жизни в те времена, это кажется каким-то чрезмерным и параноидальным методом борьбы. Увы, причины тому были - пусть нам они кажутся сейчас надуманными, но не надо думать, что в средние века жили одни необразованные и тупые мракобесы. Великий Таинник Игнатий Лойола (по прозвищу Меч Господень) был изрядным мистиком и посвященным в глубочайшие мистерии древности. Созданный им орден иезуитов никак нельзя было назвать сборищем идиотов - они прекрасно понимали, что им нечего противопоставить женскому колдовству. Черпающие из женского начала Силы колдуньи сугубо мужской христианской магии были просто не по зубам. Кстати, в то время женщин-колдуний было много больше, чем мужчин-колдунов. (Возможно, что во времена матриархата с ними боролись так же, как потом с ведьмами - тщательно истребляя генотип.) Церкви ничего не оставалось, как бить "по площадям". Немногие знали истинную причину этого, но те кто знали - были сильно напуганы.

     Скрип замка... Ну, все, конец!
     В дверь вошел святой отец.
     Ты зачем сюда приперся,
     Зашиби тебя Творец?
     Что, монах, уже дрожишь?
     "Отче наш" под нос бубнишь?
     Щас как вспомню заклинанье
     - Тараканом убежишь!

     Ведьмы острова Мэг
     Происшествия, приведшие к судебному процессу, начались в сентябре 1710-го. Анна Хетгридж (встречается написание Хелтридж), вдова пресвитерианского пастора острова Мэг, отправилась навестить своего сына Джеймса и его жену.
     Каждую ночь во время пребывания у сына ее донимали некие невидимые силы. Они швыряли камни над ее кроватью, шелестели занавесками, срывали с нее ночную рубашку и выдергивали подушку у нее из-под головы. Сильно напуганная, миссис Хэттридж наконец переселилась в другую комнату.
     Однако деятельность таинственных сил не прекращалась, приняв несколько иные формы. 11 декабря, когда наступили сумерки и миссис Хэттридж сидела у камина, внезапно появился странный мальчик лет двенадцати и присел рядом. Лица его ей не было видно, так как оно было закрыто старой поношенной попоной, но миссис Хэттридж разглядела его черные, коротко остриженные волосы и грязную, рваную одежду. Он не ответил на ее вопросы о том, кто он, откуда пришел, и стал "лихо и ловко" отплясывать на кухне. Затем он выбежал из дома и забежал в коровник. Слуги попытались поймать его, но мальчик исчез так же внезапно, как и появился.
     С тех пор призрак не появлялся до 11 февраля 1711 года, когда он неожиданно утащил сборник проповедей, который часто почитывала миссис Хэттридж. На следующий день мальчик появился рядом с домом, просунул руки через оконное стекло и показал книжку одной из служанок. Он заявил, что миссис Хэттридж никогда не получит книгу назад и что дьявол показал ему, как надо читать. Маргарет Спир (так звали служанку) воскликнула: "Господи, благослови меня!", но мальчик только рассмеялся. В руках у него появилась шпага, и он стал грозиться убить всех обитателей дома. Он сказал, что никто не сможет помешать ему войти, потому что дьявол способен сделать его сколь угодно большим или маленьким и вообще превратить в любое существо, в какое он только пожелает. Затем мальчик бросил камень в окно. Выглянув наружу, испуганная девушка увидела, что он поймал индюка и убегает с ним в лес. Правда, птице удалось высвободиться из его рук.
     Затем девушка увидела, как Мальчик начал копать шпагой землю. Он заявил, что "роет могилу для трупа, который очень скоро появится в этом доме". После этого он поднялся в воздух и улетел.
     Потом все было спокойно до 15 февраля. В этот день одежда миссис Хэттридж начала передвигаться по комнате, а затем оказалась лежащей на кровати, приняв форму трупа. К этому времени по городу расползлись слухи о сверхъестественных явлениях, и люди стали заходить в дом, чтобы разузнать, в чем дело. Среди них был и новый пресвитерианский пастор. Но никто не смог помочь. Однажды ночью миссис Хэттридж разбудила сильная боль в спине, как будто туда ей вонзили нож. Боль нарастала, состояние миссис Хэттридж все ухудшалось, и 22 февраля она умерла. В последние дни до смерти ее одежда продолжала загадочным образом путешествовать по дому. Среди горожан шли пересуды о том, что смерть миссис Хэттридж явилась результатом колдовства.
     27 февраля, чтобы поддержать молодую миссис Хэттридж, приехала служанка по имени Мэри Дунбер. В первую же ночь на Дунбер стали сыпаться несчастья необъяснимого происхождения. Ее одежда оказалась разбросанной, а один из ее фартуков - завязанным пятью узлами. Она развязала их, после чего нашла фланелевый чепец покойной миссис Хэттридж. На следующий день у нее внезапно начались сильнейшие болевые схватки в бедре, появились припадки и бред.
     Дунбер заявила, что некие женщины колдовали против нее. Во время двух припадков она описала их и назвала имена: Дженет Листон, Элизабет Селлер, Кэт Мак-Калмонд, Дженет Карсон, Дженет Мин, Дженет Летимер и "миссис Энн". Названные женщины были арестованы и преданы суду. Когда кто-то из них оказывался около Дунбер, о чем она обычно не знала, у последней случался припадок, появлялись слуховые и зрительные галлюцинации, в которых она видела своих мучителей, ее начинало рвать огромным количеством перьев, ваты, пряжи, булавок и пуговиц. Она постоянно заводила разговор с мерещившимися ей ведьмами и так неистово билась и металась, что только трое сильных мужчин были в состоянии ее удержать. По показаниям викария из Белфаста, д-ра Тисдэлла, во время припадков у нее язык часто проваливался в гортань, так что казалось, что она сейчас задохнется, а корень языка, наоборот, вылезал в рот.
     Дунбер заявила, что ее мучительницы не разрешали ей покидать свою комнату. Как только она собиралась на какое-то время выйти из комнаты, с ней случался припадок. Один свидетель показал, что видел, как на ее запястье таинственным образом появился сплетенный из пряжи браслет. Дунбер сказала также, что ее мучительницы внушали ей, что на суде она не сможет дать показания против них. Действительно, во время процесса она потеряла дар речи и сидела бесчувственно и неподвижно, как будто в трансе; позднее она заявила, что в течение всего процесса находилась во власти троих из обвиняемых.
     Согласно описанию процесса в "Истории Каррикфергуса", написанной Мак Скимином, "было также установлено, что в доме слышались скребущие звуки и свист, а в комнатах ощущался запах, подобный запаху сероводорода, что по дому разбрасывались камни, торф и тому подобное, что покрывала часто сами поднимались с кроватей и принимали форму трупов, а привидение, одетое в ночную сорочку, однажды вышло из комнаты и прошло на кухню...". Чем так досадила ведьмам несчастная служанка осталось невыясненным - колдуньи ни в чем не признались.

     Напуганная неожиданным всплеском женского колдовства, Церковь обратилась к своем сильнейшему оружию - к пропаганде. Для борьбы была необходима поддержка народных масс, и получить ее было несложно.
     В христианском мире, где главенствовали мужчины, женщины считались существами низшими: слабыми, ветреными, неверными, тщеславными, болтливыми и падкими до любого соблазна, что делало их законной добычей Дьявола. "Нет чуда в том, - говорится в "Молоте ведьм", - что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи". Таковы были убеждения охотников за ведьмами, согласно которым они и действовали. Ведовские процессы основывались на методах инквизиции. Таким образом, судьи могли не дожидаться, пока отыщутся свидетели обвинения, а, напротив, зорко следить за происходящим вокруг и незамедлительно действовать, стоило им узнать о чем-нибудь подозрительном. Соответствующие местные законы определяли, на что следовало обращать внимание. С 1532 г. на территории Германии действовали положения так называемой "Каролины" - "Уголовно-судебного уложения императора Карла V" - соответствующая статья 44 была такой расплывчатой, что для судьи не было иного выхода, как, начинать судебное разбирательство по малейшему подозрению. Князья тоже не могли не считаться с настроениями народа. Так, в сельской местности, где традиционные суеверия подкреплялись частыми церковными проповедями о ведовстве, могли вспыхнуть волнения или бунт, стоило только властям остаться безучастными после бури, мора или пожара. Здесь правители, потакая народным поверьям, вынуждены были назначать комиссаров для расследования колдовских дел и начинать охоту за ведьмами. Известный профессор права из Тулузского университета оправдывает нарушения закона на судах над ведьмами, поскольку "невозможно было бы ни обвинить, ни наказать ни одну из миллионов ведьм, если бы мы придерживались обычных правил судопроизводства". Самые искушенные умы Западной Европы на протяжении трех столетий мобилизовывали все ресурсы церкви и государства! "Германия почти полностью покрыта кострами, сложенными для ведьм", - писал примерно в 1600 г. один искушенный судья по ведьмам. "В соответствии с отчетом, в Швейцарии исчезли многие деревни. В Лотарингии путешественники могут видеть тысячи и тысячи столбов, к которым привязаны ведьмы".
     Посеянные Лойолой семена дали буйные всходы.

     Что-то суд уж больно скор,
     Вот уже и приговор!
     Говорю же: я не ведьма,
     Так за что же на костер?
     Вот стою среди огня,
     Цепью ржавою звеня.
     Вам и вправду в этом мире
     Будет лучше без меня?

     Ведьмы Зугаррамарди
     Зугаррамарди - город в Наварре на границе с Лабуэром, где печально известный инквизитор Пьер Де Ланкр прочесал все земли в поисках ведьм. Неподалеку от города расположена большая пещера, уходящая в глубь земли. Она возникла в результате эрозии скал, размытых водами протекающей там реки Инфернукеоррека, что означает "Адский поток". Пещера являлась идеальным местом встреч ведьм, во время которых они поклонялись Сатане и отправляли языческие обряды.
     Верховная инквизиция назначила дона Хуана Валле Альварадо провести следствие в Зугаррамарди. Альварадо несколько месяцев собирал улики и показания, на основании чего в колдовстве подозревались около трехсот жителей, не считая детей. Свидетельства о сношениях обвиняемых с дьяволом принимались безоговорочно. Альварадо признал виновными сорок человек, арестовал их и увез в Логорно, где должен был состояться трибунал.
     Согласно показаниям на суде, ведьмы Зугаррамарди образовывали иерархию. Во главе их стояли старшие колдуны и ведьмы, чуть ниже рангом - посвященные второй ступени, которые учили новичков. Посвященные первой ступени готовили яды и произносили заклинания. Ведьмы силой приводили на шабаши малолетних детей, а тех, кто был чуть постарше, заманивали лживыми обещаниями либо подарками. Промежуточную ступень занимали "послушники", готовые отречься от христианской веры, и уже отрекшиеся от нее неофиты. Все вместе они поклонялись уродливому, похожему на горгулью дьяволу.
     На процессе были даны детальные описания церемоний отречения. Неофитку представляли дьяволу, после чего она отрекалась от Бога, Пресвятой Богородицы, святых, крещения и конфирмации, родителей и крестных родителей, христианства и всех его последователей. Дьявол метил неофитку, оцарапав ее до крови. Затем собирал кровь в сосуд или чашу и еще раз метил неофитку, нанося ей на зрачок изображение жабы.

     Ведьмы - феминистки средневековья. Используя свои колдовские способности они вступили в борьбу с воинственным мужским миром - и проиграли. Тогда проиграли. Был ли это заговор тайных Кланов Изиды, или некое спонтанное возмущение против того, куда катится мир - уже не узнать. Историю пишут победители. Попытка была безнадежной - колесо истории не повернуть назад. Несчастные колдуньи и представить себе не могли, что за попытки вернуть мир обратно к матриархату, или хотя бы к равноправию на них обрушится настоящий геноцид. Триста лет войны на истребление, не считаясь ни с какими жертвами - противник был полностью побежден. Однако не уничтожен.
     Похоже, что сейчас мы наблюдаем очередную смену фазы - метеорологи говорят о глобальном потеплении, а социологи - о глобальной феминизации. Матриархат уже не за горами - и ведьмы больше не горят на кострах. Они выступают на телеэкранах, они издают журналы, они, не скрываясь, предлагают колдовские услуги всем желающим. Уже реформируются христианские религии - женщин не только допустили в алтари, но кое-где и посвящают в сан. Упорно держатся только православные - в силу общей отсталости страны от мировых течений - но и их скоро скосит политкорректный феминизм. Тенденция видна.
     Очень может быть, что через сотню лет колесо завершит оборот - и снова загорятся костры. Только гореть на них будут уже мужчины.

     Ой! Чего это со мной?
     Мир какой-то не такой.
     Я с улыбкою нахальной
     Воспаряю над толпой...
     Не прощаюсь навсегда!
     Я еще вернусь сюда!

 

     В качестве эпиграфов были использованы отрывки из стихотворения Н.Новиковой и Л.Воробьевой (Тэм и Йовин) "МОНОЛОГ ВЕДЬМЫ"
     






Hosted by uCoz