ПРОБЛЕМА РЕКЛАМЫ В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ
Провинционализм - трудно поддающееся определению,
но тем не менее ясно ощущаемое качество нашей жизни. Чтобы это почувствовать,
не надо ездить в столицу, достаточно несколько раз переключить свой телевизор
с центрального канала на местный и обратно. Вроде бы всё почти тоже самое: те
же стеклянные глаза ведущих, те же благоглупости, те же преподносимые как великое
откровение банальности, тот же бодрый тон главврача хосписа... Но только почти.
Различия таковы, что ткнуть в них пальцем и воскликнуть: "Вот оно!" не получается,
однако общее ощущение дискомфорта как соринка в глазу. Нет, они стараются...
"Костюмы ведущим предоставлены магазином "Санкюлот", "Макияж и прическа ведущей
изготовлены салоном "Дядя Вася" - ну и так далее. И вроде бы костюм по размеру,
и макияж на нужном месте, но не то, не то... Цвета какие-то не те, звук какой-то
другой - провинция, одним словом. Тем не менее, это ещё не так страшно (глухой
дальтоник может ничего и не заметить), однако местная реклама...
Провинциальная реклама - это не происхождение,
а концептуальный подход. Даже в столице реклама может быть сделана (и частенько
делается!) вполне провинциально. Два главных её параметра: количественный подход
и ориентированность на рекламодателя.
Первый принцип столь же очевиден, сколь и удивителен
- рекламодатель в провинции платит за КОЛИЧЕСТВО, а не за содержание рекламы.
То есть, если вы заказываете в местном журнале материал о своей компании размером
в одну печатную полосу, вы заплатите только за площадь этой полосы - от качества
опубликованного текста оплата не зависит! Ваш рекламный текст может быть написан
на уровне Борхеса или на уровне школьного сочинения - это зависит от квалификации
писателя-рекламиста данного издания - но в том и другом случае плата будет одинаковой.
Более того, чаще всего издания предоставляют скидку на журналистские материалы
на правах рекламы (процентов двадцать), то есть статья о вас будет стоить меньше,
чем рекламный модуль такой же площади! Таким образом, журналист производит как
бы отрицательную добавочную стоимость... Естественно, что такая ситуация приводит
к характерному перекосу рекламного бизнеса: качественная реклама становится
невыгодной для рекламиста. Содержать в редакции штатного "Борхеса" накладно
и неудобно - таланты капризны и знают себе цену. Кроме того, хороший писатель
(клипмейкер, художник и т.д.) быстро понимает, что рваться незачем - за плохую
и хорошую рекламу платят одинаково - и либо начинает гнать халтуру, либо (если
ценит свой талант) уходит в столичные издания. Такой вот социалдарвинизм получается,
естественный отбор в рекламном бизнесе. Кто виноват в этом безобразии? А вот
наш горячо любимый провинциальный рекламодатель и виноват! Если он готов платить
деньги за халтуру, то он и получает эту самую халтуру в неограниченном количестве.
Вот тут-то мы и подходим к главной проблеме рекламного
бизнеса: для кого мы делаем рекламу? Вопрос не так прост как кажется. Декларируемое
предназначение рекламы: донести до потребителя информацию о товаре или услуге.
Из этого должно следовать, что реклама делается для потребителя, однако почему-то
не следует... Главный закон капитализма: "Кто платит, тот и заказывает музыку".
А платит за рекламу кто? Правильно, рекламодатель! Вот для него, родимого, и
пишем. Он же сам, бедолага, это и читает... Всякий, кто проработал в этом бизнесе
дольше трёх дней, намертво усваивает главный и единственный принцип: "Реклама
должна нравиться рекламодателю!", а дальше хоть трава не расти. Рекламодатель
же у нас, an mass, серый как валенок и в рекламе не смыслит ровным счётом ничего.
Это не повод для удивления: реклама - точная наука, включающая в себя знание
массовой психологии, искусство позиционирования, стратегическую креативность
и многие другие, сложные для массового восприятия вещи, то есть требует профессионализма.
А где его взять? Большинство провинциальных рекламодателей ещё не созрели для
создания собственного рекламного отдела, а если созрели, то взяли в него сына,
дочь или зятя, чтобы куда-нибудь пристроить балбеса. Такие рекламные отделы
действуют по старому доброму принципу "освоения средств".
Пример принципа "освоения средств": генеральный
директор Воронежского филиала компании "СырБорСнабСбытПоставка" недавно, по
указанию из центра, создал рекламный отдел в лице своего бездельника-зятя, по
принципу "здесь он много не испортит". Под это дело выделен рекламный бюджет
в размере, скажем, тысячи условных денег. Вот сидит этот зять над этой тысячей
и чешет репу - куда бы их деть? Себе он взять их не может, а израсходовать обязан
- иначе больше не дадут. И вдруг, как в сказке, появляется ОН - рекламный агент.
"Здравствуйте, я с четвертого канала Воронежского телевидения. Давайте мы про
вас ролик снимем!" Вот оно решение! "Снимайте!" Обговариваются детали, то есть
продолжительность ролика, частота и время показа. На обязательный вопрос о содержании
новоиспечённый начальник рекламного отдела будет мычать и вращать в воздухе
пальцами, поскольку сам понятия не имеет, что ему нужно. Всепонимающие ушлые
телерекламисты быстренько сляпают очередную стандартную пошлятинку и тем помогут
несчастному - будет "как у всех". Всё! Наступило всеобщее счастье и благолепие
- рекламному отделу не надо ломать голову куда деть деньги (просто каждый месяц
продлять контракт с TV), а телеканалу и вовсе лафа - знай крути себе одно и
тоже каждый день, да получай денежки! Результат достигнут - средства освоены!
Вот так и появляются на Четвёртом канале СОРОКАМИНУТНЫЕ!!!
рекламные блоки. При этом ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ! Как их ещё в Книгу Рекордов Гиннеса
не занесли... Какова эффективность такой рекламы? А нулевая! Потому что любой
психически нормальный человек в первые же секунды такого блока переключается
на другой канал. Более того, у многих людей столь навязчивая и глупая рекламная
компания вызывает резонное отвращение, которое переносится и на компанию-рекламодателя.
Да не обидятся на меня коллеги с телевидения -
этот пример приведён как самый наглядный. К журналам и газетам это относится
в такой же степени. Что делает читатель (потенциальный потребитель рекламируемого
товара) наткнувшись на глупый и неинтересный рекламный текст - перелистывает
страницу. Эффективность - стремится к нулю. Не спешите упрекать меня в торжественном
изрекании банальной истины: "Хорошая реклама эффективнее плохой", поверьте,
в половине случаев всё происходит по сценарию, описанному в примере. Во второй
половине случаев рекламодатель точно знает, что должно быть в его рекламе -
и это ещё хуже. Как правило, в этой ситуации выступают небольшие предприятия,
не имеющие рекламного отдела. В такой компании чаще всего рекламную политику
определяет сам руководитель, который, как человек решительный и уверенный в
себе (иначе он не был бы руководителем) ВСЁ ЗНАЕТ ЛУЧШЕ ВСЕХ. Такой рекламодатель
практически диктует текст рекламы со всеми подробностями, жёстко ограничивая
творчество рекламиста. Шаг влево, шаг вправо - разрыв контракта. Вот так появляются
на свет упоительно интересные рекламные статьи с дивным многостраничным перечислением
технических характеристик какого-нибудь миксера или любопытнейшим подробным
ассортиментом листового проката.
Уважаемые рекламодатели! Если вы не знаете, чего
хотите, то надежда ещё есть - вам может попасться добросовестный и талантливый
рекламист, который сделает по-настоящему хорошую рекламу (просто потому, что
не умеет делать плохую), но если вы пойдете по второму пути, то ситуация безнадёжна.
Рекламист сделает точно так, как вы ему скажете - в его обязанности не входит
переубеждение упрямых клиентов. Он добросовестно поможет вам усесться в лужу.
Можно быть умнейшим человеком и хорошим руководителем - и ничего не понимать
в рекламе. Ничего стыдного в этом нет - так же можно не знать высшей математики
и жить припеваючи. Однако человек, не знающий высшей математики не берётся рассчитывать
траекторию спутника, а человек, не знающий основ рекламы, почему-то считает
возможным ею заниматься, чем нередко наносит немалый ущерб своему бизнесу.
Как же поступить рекламодателю, чтобы не попасть
в поток бессмысленной провинциальной халтуры и не выбросить свои деньги в помойку?
Только один совет: найдите хорошего, талантливого рекламиста (они ещё не все
в Москве, честное слово!), заплатите ему достойные деньги - и не мешайте работать!
Результат вас приятно удивит...
