ЧИНИТЬ или ВЫКИДЫВАТЬ?


     Ничто не вечно в этом мире. Хлеб - засохнет, молоко - скиснет, ну, а машина - сломается. Как бы ни был хорош ваш автомобиль, настанет день, когда из движимого имущества он превратится в недвижимость. Пополнивший ряды пешеходов водитель неизбежно оказывается перед извечными русскими проблемами: "Кто виноват и что делать?". Первый вопрос, несмотря на его глубокую философскую привлекательность, имеет ценность чисто эмоциональную. Можно частично снять стресс, обругав от души завод-производитель, конструкторское бюро этого завода, качество местных дорог, поддельное масло, разбавленный бензин, себя, нерадивого, и даже непобедимую энтропию, но основной вопрос - второй: что же все-таки теперь делать? Выбор, кстати, невелик: всего-то четыре варианта.
     Первый вариант совсем прост: остаться пешеходом. Однако подавляющее большинство людей, вкусивших все прелести и горести автомобилизма, не представляют себе жизни без машины. Опять смотреть на трамвай изнутри? - Ну, нет! Неспроста, несмотря на дорожающий бензин и падающий уровень жизни, автомобильные пробки становятся все длиннее.
     Так что, если вы уже привыкли стирать покрышки, а не подошвы, вам остается выбрать один из трех вариантов: купить новую машину, отремонтировать старую самостоятельно или отдать ее в ремонт.
     Прежде всего, надо четко понимать, что представляет собой ваш автомобиль. Профессиональные автомеханики разделяют все машины на две категории по характеру поломок: "выносливые" и "капризные". Это относится не к марке или модели, а к конкретному экземпляру. "Выносливый" автомобиль может долго терпеть над собой практически любые издевательства. Редкие замены дешевого масла, паршивое топливо, перевозка кирпичей и картошки, отсутствие дорог - все это вызывает неуклонное, но постепенное старение узлов и агрегатов. Кузов медленно гниет, подвески лязгают, связь руля с колесами становится все более условной, передачи не включаются, а "втыкаются", растет расход топлива и масла, но машина продолжает передвигаться самостоятельно. Двигатель еще как-то работает, несмотря на обильные потеки масла, отчетливые стуки шатунной группы, видимый невооруженным глазом осевой люфт коленвала, горящую лампочку аварийного давления и густой синий дым из трубы. (Чаще всего на это способны архаичные слабо форсированные двигатели типа "ЗМЗ-402", "МеМЗ-966", "УЗАМ-412" и т. п.) Вообще-то, все вышеперечисленное относится не к достоинствам автомобиля, а к недостаткам его владельца, но факт остается фактом: есть немало машин, которые позволяют так с собой обходиться. При этом, когда "терпение" такого "страдальца" наконец истощится, он одномоментно рассыплется весь, буквально обратившись в прах.
     "Капризный" же автомобиль отличается двумя характерными неисправностями: "не заводится" и "непонятный стук". Как правило, они проявляются уже в только что приобретенной машине. Клиническая картина обычно такова: машина не заводится, опытный водитель проверяет наличие искры, подачу топлива, состояние свечей, проводов и т. д. - все исправно. Отчаявшись, он пробует завести еще раз - и двигатель пускается с пол-оборота. Избавиться от такой "неисправности" очень трудно, иногда даже последовательная замена всех компонентов системы зажигания не дает нужного результата.
     Та же картина - с "непонятным стуком". Как правило, это стук в передней или задней подвеске, проявляющийся в каких-либо специфических условиях движения: при крутом правом (левом) повороте, при наезде колесом на кочку строго определенной высоты и профиля, при движении с какой-то конкретной скоростью и т. д. Многократная ревизия подвесок не выявляет причин стука, а тщательная протяжка крепежа его не устраняет. Перебрав все возможные причины, водитель либо решает, что "хороший стук наружу выйдет", и включает погромче магнитолу, либо отгоняет машину на СТО, где несколько мастеров вывешивают автомобиль на подъемнике, сосредоточенно трясут колеса в разных плоскостях, проверяют "развал - схождение" и качают кузов за крылья, после чего сообщают: "Не морочьте нам голову, все в порядке!" - и, взяв некую сумму за произведенные действия, выпроваживают владельца. Поскольку этот стук обычно не влияет на ходовые качества, водителю остается только махнуть на него рукой и ездить так. Бывает, через некоторое время стук исчезает сам по себе.
     Кроме описанных, "капризный" автомобиль постоянно подкидывает разнообразные мелкие неисправности. Чаще всего это - отказы различного электрооборудования: приборов, лампочек, вентиляторов и т. п. Причина обычно кроется всего-навсего в исчезновении контакта, но непременно в самом неожиданном и труднодоступном месте.
     Такие машины дисциплинируют водителя, держа его в постоянном напряжении, поэтому до серьезных поломок дело, как правило, не доходит.
     Определившись с автомобилем, определитесь с собой: что для вас - машина и кто вы - для нее. Есть люди, относящиеся к своему авто, как к любимому ребенку: они проводят в гараже больше времени, чем за рулем, протирая стекла и полируя кузов. Перегоревшую лампочку или пятно на обивке такой владелец воспринимает как личную неприятность. Противоположную категорию представляют так называемые "пользователи", для которых автомобиль - только средство передвижения или даже орудие производства. Их мало интересует внешний вид - машина должна работать! Такой водитель часто гоняет своего "железного коня", пока тот не падет. Очень важно, кто вы для машины - только водитель или еще и механик? Какие неисправности можете устранять самостоятельно? Все это нужно четко понимать, чтобы принять главное решение: менять или чинить? А если чинить, то самому или нет?
     Решение "не возиться, а купить новую" - вовсе не обязательно выбор богатого лентяя. Часто это - выбор человека просто прагматичного, умеющего считать деньги. Ремонт машины далеко не всегда выгоднее ее замены. В каких же случаях не стоит возиться с ремонтом? Когда машина очень старая, а ремонт требует серьезных денежных вложений. Одним из критериев рентабельности является соотношение между остаточной стоимостью автомобиля и ценой его восстановления. Для особенно "выносливых" машин это соотношение часто бывает не в пользу ремонта, так как он потребует переборки или замены почти всех узлов и агрегатов, что, как правило, составляет от 80 до 150 процентов остаточной стоимости. В наибольшей степени это относится к старым иномаркам: цены на запчасти к ним - порой астрономические. Кардинальное значение имеет состояние кузова - самой дорогой детали автомобиля. Если основные несущие элементы (лонжероны, рама, стойки и т. д.) имеют сильные повреждения вследствие аварии или банальной коррозии - это серьезный повод подумать о замене транспортного средства. Замена самого кузова имеет смысл, только если все остальное - в полном порядке.
     Если износ автомобиля не имеет глобального характера, а неисправность ограничена одним-двумя основными агрегатами, то нужно решить главный вопрос ремонта: довериться мастерам или взяться самому.
     Если вы можете по звуку двигателя проехавшей мимо машины определить величину зазора в клапанах, а по запаху выхлопа - угол опережения зажигания, если вы помните наизусть размер и шаг резьбы всех болтов и гаек в подвеске, если вы располагаете комфортабельным гаражом, десятком килограммов разнообразных ключей и съемников и массой свободного времени - для вас это не вопрос. Всем прочим стоит задуматься и хорошенько посчитать. Всякая работа должна оплачиваться, и труд мастеров-автомехаников стоит недешево. В Воронеже, к примеру, перебрать двигатель "Жигулей" стоит от полутора до двух тысяч рублей (могут быть небольшие отклонения в обе стороны), в зависимости от места ремонта; переборка коробки передач - 600-800 руб., а передней подвески - 500-700. Для большинства жителей нашего города это очень существенная сумма. Если для вас справедливо утверждение, что "время, которое у нас есть, - это деньги, которых у нас нет", - то имеется прямой резон осваивать профессию автомеханика. Не забудьте только учесть в своих расчетах, что неопытный "мастер" нередко может существенно увеличить стоимость ремонта: неправильно собранный двигатель может заклинить, сорванные гайки и отломанные шпильки могут потребовать иногда замены целых узлов и т. д. Кроме того, будьте готовы к тому, что обойтись штатным набором инструмента вам не удастся: стоимость специальных ключей и съемников тоже надо принять во внимание.
     Если же вы - деловой человек и ваше время действительно стоит денег, то, само собой, тратить его на ремонт машины неразумно: проще потратить эти самые деньги.
     Как видите, выбор непрост. Каждый может решить для себя только сам, исходя из своих способностей и возможностей. Может быть, эта статья поможет вам определиться. Главное - не расстраиваться. Подумаешь, машина сломалась! Здоровье дороже!
     Удачи на дорогах!
     
     






Hosted by uCoz