ЧИНИТЬ или ВЫКИДЫВАТЬ?
Ничто
не вечно в этом мире. Хлеб - засохнет, молоко - скиснет, ну, а машина - сломается.
Как бы ни был хорош ваш автомобиль, настанет день, когда из движимого имущества
он превратится в недвижимость. Пополнивший ряды пешеходов водитель неизбежно
оказывается перед извечными русскими проблемами: "Кто виноват и что делать?".
Первый вопрос, несмотря на его глубокую философскую привлекательность, имеет
ценность чисто эмоциональную. Можно частично снять стресс, обругав от души завод-производитель,
конструкторское бюро этого завода, качество местных дорог, поддельное масло,
разбавленный бензин, себя, нерадивого, и даже непобедимую энтропию, но основной
вопрос - второй: что же все-таки теперь делать? Выбор, кстати, невелик: всего-то
четыре варианта.
Первый вариант совсем прост: остаться пешеходом.
Однако подавляющее большинство людей, вкусивших все прелести и горести автомобилизма,
не представляют себе жизни без машины. Опять смотреть на трамвай изнутри? -
Ну, нет! Неспроста, несмотря на дорожающий бензин и падающий уровень жизни,
автомобильные пробки становятся все длиннее.
Так что, если вы уже привыкли стирать покрышки,
а не подошвы, вам остается выбрать один из трех вариантов: купить новую машину,
отремонтировать старую самостоятельно или отдать ее в ремонт.
Прежде всего, надо четко понимать, что представляет
собой ваш автомобиль. Профессиональные автомеханики разделяют все машины на
две категории по характеру поломок: "выносливые" и "капризные". Это относится
не к марке или модели, а к конкретному экземпляру. "Выносливый" автомобиль может
долго терпеть над собой практически любые издевательства. Редкие замены дешевого
масла, паршивое топливо, перевозка кирпичей и картошки, отсутствие дорог - все
это вызывает неуклонное, но постепенное старение узлов и агрегатов. Кузов медленно
гниет, подвески лязгают, связь руля с колесами становится все более условной,
передачи не включаются, а "втыкаются", растет расход топлива и масла, но машина
продолжает передвигаться самостоятельно. Двигатель еще как-то работает, несмотря
на обильные потеки масла, отчетливые стуки шатунной группы, видимый невооруженным
глазом осевой люфт коленвала, горящую лампочку аварийного давления и густой
синий дым из трубы. (Чаще всего на это способны архаичные слабо форсированные
двигатели типа "ЗМЗ-402", "МеМЗ-966", "УЗАМ-412" и т. п.) Вообще-то, все вышеперечисленное
относится не к достоинствам автомобиля, а к недостаткам его владельца, но факт
остается фактом: есть немало машин, которые позволяют так с собой обходиться.
При этом, когда "терпение" такого "страдальца" наконец истощится, он одномоментно
рассыплется весь, буквально обратившись в прах.
"Капризный" же автомобиль отличается двумя характерными
неисправностями: "не заводится" и "непонятный стук". Как правило, они проявляются
уже в только что приобретенной машине. Клиническая картина обычно такова: машина
не заводится, опытный водитель проверяет наличие искры, подачу топлива, состояние
свечей, проводов и т. д. - все исправно. Отчаявшись, он пробует завести еще
раз - и двигатель пускается с пол-оборота. Избавиться от такой "неисправности"
очень трудно, иногда даже последовательная замена всех компонентов системы зажигания
не дает нужного результата.
Та же картина - с "непонятным стуком". Как правило,
это стук в передней или задней подвеске, проявляющийся в каких-либо специфических
условиях движения: при крутом правом (левом) повороте, при наезде колесом на
кочку строго определенной высоты и профиля, при движении с какой-то конкретной
скоростью и т. д. Многократная ревизия подвесок не выявляет причин стука, а
тщательная протяжка крепежа его не устраняет. Перебрав все возможные причины,
водитель либо решает, что "хороший стук наружу выйдет", и включает погромче
магнитолу, либо отгоняет машину на СТО, где несколько мастеров вывешивают автомобиль
на подъемнике, сосредоточенно трясут колеса в разных плоскостях, проверяют "развал
- схождение" и качают кузов за крылья, после чего сообщают: "Не морочьте нам
голову, все в порядке!" - и, взяв некую сумму за произведенные действия, выпроваживают
владельца. Поскольку этот стук обычно не влияет на ходовые качества, водителю
остается только махнуть на него рукой и ездить так. Бывает, через некоторое
время стук исчезает сам по себе.
Кроме описанных, "капризный" автомобиль постоянно
подкидывает разнообразные мелкие неисправности. Чаще всего это - отказы различного
электрооборудования: приборов, лампочек, вентиляторов и т. п. Причина обычно
кроется всего-навсего в исчезновении контакта, но непременно в самом неожиданном
и труднодоступном месте.
Такие машины дисциплинируют водителя, держа его
в постоянном напряжении, поэтому до серьезных поломок дело, как правило, не
доходит.
Определившись с автомобилем, определитесь с собой:
что для вас - машина и кто вы - для нее. Есть люди, относящиеся к своему авто,
как к любимому ребенку: они проводят в гараже больше времени, чем за рулем,
протирая стекла и полируя кузов. Перегоревшую лампочку или пятно на обивке такой
владелец воспринимает как личную неприятность. Противоположную категорию представляют
так называемые "пользователи", для которых автомобиль - только средство передвижения
или даже орудие производства. Их мало интересует внешний вид - машина должна
работать! Такой водитель часто гоняет своего "железного коня", пока тот не падет.
Очень важно, кто вы для машины - только водитель или еще и механик? Какие неисправности
можете устранять самостоятельно? Все это нужно четко понимать, чтобы принять
главное решение: менять или чинить? А если чинить, то самому или нет?
Решение "не возиться, а купить новую" - вовсе
не обязательно выбор богатого лентяя. Часто это - выбор человека просто прагматичного,
умеющего считать деньги. Ремонт машины далеко не всегда выгоднее ее замены.
В каких же случаях не стоит возиться с ремонтом? Когда машина очень старая,
а ремонт требует серьезных денежных вложений. Одним из критериев рентабельности
является соотношение между остаточной стоимостью автомобиля и ценой его восстановления.
Для особенно "выносливых" машин это соотношение часто бывает не в пользу ремонта,
так как он потребует переборки или замены почти всех узлов и агрегатов, что,
как правило, составляет от 80 до 150 процентов остаточной стоимости. В наибольшей
степени это относится к старым иномаркам: цены на запчасти к ним - порой астрономические.
Кардинальное значение имеет состояние кузова - самой дорогой детали автомобиля.
Если основные несущие элементы (лонжероны, рама, стойки и т. д.) имеют сильные
повреждения вследствие аварии или банальной коррозии - это серьезный повод подумать
о замене транспортного средства. Замена самого кузова имеет смысл, только если
все остальное - в полном порядке.
Если износ автомобиля не имеет глобального характера,
а неисправность ограничена одним-двумя основными агрегатами, то нужно решить
главный вопрос ремонта: довериться мастерам или взяться самому.
Если вы можете по звуку двигателя проехавшей мимо
машины определить величину зазора в клапанах, а по запаху выхлопа - угол опережения
зажигания, если вы помните наизусть размер и шаг резьбы всех болтов и гаек в
подвеске, если вы располагаете комфортабельным гаражом, десятком килограммов
разнообразных ключей и съемников и массой свободного времени - для вас это не
вопрос. Всем прочим стоит задуматься и хорошенько посчитать. Всякая работа должна
оплачиваться, и труд мастеров-автомехаников стоит недешево. В Воронеже, к примеру,
перебрать двигатель "Жигулей" стоит от полутора до двух тысяч рублей (могут
быть небольшие отклонения в обе стороны), в зависимости от места ремонта; переборка
коробки передач - 600-800 руб., а передней подвески - 500-700. Для большинства
жителей нашего города это очень существенная сумма. Если для вас справедливо
утверждение, что "время, которое у нас есть, - это деньги, которых у нас нет",
- то имеется прямой резон осваивать профессию автомеханика. Не забудьте только
учесть в своих расчетах, что неопытный "мастер" нередко может существенно увеличить
стоимость ремонта: неправильно собранный двигатель может заклинить, сорванные
гайки и отломанные шпильки могут потребовать иногда замены целых узлов и т.
д. Кроме того, будьте готовы к тому, что обойтись штатным набором инструмента
вам не удастся: стоимость специальных ключей и съемников тоже надо принять во
внимание.
Если же вы - деловой человек и ваше время действительно
стоит денег, то, само собой, тратить его на ремонт машины неразумно: проще потратить
эти самые деньги.
Как видите, выбор непрост. Каждый может решить
для себя только сам, исходя из своих способностей и возможностей. Может быть,
эта статья поможет вам определиться. Главное - не расстраиваться. Подумаешь,
машина сломалась! Здоровье дороже!
Удачи на дорогах!
