КОМПЛЕКС ФРАНКЕНШТЕЙНА
Первое столкновение с миром
шахматных программ произошло у меня в период повального синклеризма. Заботливо
спаянное из всяческого радиохлама домашнее чудовище присосалось кабелем к телевизору
(по RGB, конечно) и требовало себе применения - мотивация: "собрал, и ладно"
явно не катила. И пошли потоком пятидюймовые дискеты с игрушками... Сейчас уже
не вспомнить, кто был автором этой программы, тем более, что в те веселые времена
имя автора было частенько заменено на гордое: "Hacked by..." - считалось круто.
(Скорее всего, это был один из ранних вариантов Chessmaster компании Mindscape.)
Тем не менее, отлично помню, как это выглядело: цветовая гамма в стиле "Нортоновских
коммандос" (желто-синее шахматное поле на пол-экрана) и список опций слева.
Зачем я ее скопировал? (Именно скопировал, покупать софт и тогда было "не комильфо".)
Я никогда не был заядлым шахматистом - так, от случая к случаю, если уж совсем
заняться нечем... Наверное, просто надо было попробовать все, что могли предложить
программисты моему неизбалованному вниманию.
Понятие "инсталляция" тогда относилось только
к модерн-арту, а программы просто запускались с дискеты - жесткий диск был еще
неведомым заморским дивайсом. И вот, наблюдаю перед собой выстроившиеся по всем
правилам символы шахматных фигур: синие на желтом поле и желтые на синем. "New
game?" - еще бы! Согласно науке великого гроссмейстера О. Бендера ввожу с клавиатуры
заветное "Е2-Е4". Поехали! Через пятнадцать минут я, хлопая растерянно глазами,
наблюдал злорадную надпись "ВАМ МАТ!" - единственный текст в игре, подвергшийся
русификации. Нет, ну это, конечно, случайность - не могу же я, в самом деле,
проиграть? Нет, я, конечно, не претендую - не гроссмейстер, и даже первый юношеский
вряд ли потяну, но ведь у него мозгов 16 килобайт (продвинутая была машинка),
а у меня миллиарды нейронов самого совершенного в природе человеческого мозга!
Наверное, я отвлекся, был невнимателен, слишком пренебрежительно воспринял эти
программистские потуги на искусственный разум... "New game?" - ну, держись,
процессор Z-80! Теперь в полную силу -- "Е2-Е4"! Ощущение неминуемого поражения
пришло минут через десять клавиатурного щелканья и оказалось совершенно верным.
Ровно на пятнадцатой минуте (в игре шел счет времени, и даже была пиктограмма
шахматных часов) издевательская надпись снова всплыла на экран. Вот тут-то я
и осознал, что такое "комплекс Франкенштейна": устройство, которое я вот этими
руками и этим паяльником призвал к жизни, теперь нагло демонстрирует собственное
интеллектуальное превосходство! Нет, такое положительно невозможно было стерпеть.
Это же какие комплексы начнутся - бунт машин, интеллектуальное рабство и прочий
киберпанк. Человеческое эго требовало сатисфакции. Для начала я призвал на помощь
бывшего одноклассника - мастера спорта по шахматам. После непродолжительного
обучения интерфейсу (мыши тогда еще скромно жили за плинтусом и не претендовали
на личный коврик на столе), мой далекий от компьютеров друг одержал легкую победу
на восьмой минуте и наблюдал призовую суперграфику - переливающегося желтыми
и синими полосами шахматного короля. Вторая попытка сократила время до четырех
минут. Старательно борясь с ощущением собственного слабоумия, я спросил: "Неужели
это так легко?". Снисходительный друг ответил: "Нет, конечно, очень уж доска
непривычно выглядит...". Впрочем, оказалось, что в программе был-таки маленький
баг, который опытный шахматист вычислил сразу - она не препятствовала продвижению
вражеской пешки в ферзи (не считала опасным маневром?). Забыли это учесть программисты.
После ухода друга я честно попытался учесть эту особенность программы, но мне
ничего не помогло, хотя удовольствие растянулось на минут на тридцать. Поняв,
что пережить такое унижение невозможно, я расковырял код игрушки и сократил
время на раздумье, отведенное компьютеру, до двух секунд. Вот оно, торжество
разума над материей! Бестолковая цифромолотилка суматошно двигала первые попавшиеся
фигуры в произвольных направлениях, совершала нелепые ошибки и легко меняла
ферзя на пешку - дура железная, что с нее взять? Правда, интерес к этой игрушке
после трех-четырех партий сладостного торжества полностью угас - что за радость
играть с дебилом? С тех пор я не верю в искусственный разум и не играю с компьютером
в шахматы - комплекс Франкенштейна преодолен успешно.
Шахматные гигагерцы
Весь этот поток ретроспективного сознания вызван
к жизни попытками разобраться, что же происходит сейчас в области шахматного
программирования и (шлепнем тяжелым журнальным штампом) "на просторах Интернета".
Казалось бы, после того, как "сильно голубой" обидел-таки Каспарова, говорить
тут вовсе уже не о чем - "злобное торжество машинного разума", однако пресловутый,
вынесенный в заголовок, комплекс требует взяться за скальпель и заглянуть внутрь
проблемы. Несколько вопросов все-таки осталось. Во-первых, если меня без особенных
проблем одолевал музейный "синклер", а Каспарова с трудом победил суперкомпьютер,
значит ли это, что Каспаров меня умнее во столько раз, во сколько отличается
объем, скажем, ОЗУ или тактовая частота процессора у этих машин? Во-вторых,
почему они все-таки выигрывают? Где пресловутая всепобеждающая нелинейность
человеческого разума? В-третьих, каково себя чувствует побежденное человеческое
сознание в электронной шахматной среде? Каков наш ответ слишком умным железякам?
И в-четвертых, чисто для самооправдания, имеют ли вообще отношения шахматы к
понятию ума или, на худой конец, просто разума?
Шахматы - чертовски древняя игра. Выдумали ее
не то индийцы, не то евреи - не суть, но идея технически решить проблему стабильного
выигрыша тоже уходит корнями вглубь веков. Еще в средние века в Европе на ярмарках
некие предприимчивые люди демонстрировали за деньги "механического человека",
который обыгрывал в шахматы любого желающего. Впрочем, инквизиция, справедливо
усомнившись в техническом мастерстве современников, проверила этот казус в своей
плоскости мышления - на предмет наличия колдовства. Вместо магии обнаружилось
банальное мошенничество - внутри замысловатого устройства сидел талантливый
карлик-шахматист. Не помню, сожгли ли их на костре или ограничились административным
взысканием (повешеньем), но идея искусственного шахматного разума была опорочена
надолго. До самого появления компьютеров. Особенности функционирования цифровых
машин оказались идеально приспособлены к решению шахматных задач - позиции и
правила легко поддаются числовому кодированию. Анализ позиции происходит путем
полного или выборочного перебора - то есть выбору следующего хода из всего спектра
вариантов или из приоритетных комбинаций, заложенных в программу создателями.
Второй вариант значительно быстрее - в зависимости от мощности компьютера и
ограничения времени на раздумье, глубина перебора составит от шести до двадцати
полуходов, но первый эффективнее - программа размещает в оперативной памяти
специальные таблицы вариантов и находит оптимальное решение. Правда, даже на
мощном компьютере это может занять часик-другой. (Некоторые программы позволяют
настроить вручную свой "способ мышления" и разница подходов становится очевидной.)
Естественно, чем больше ОЗУ и выше тактовая частота процессора, тем большая
глубина анализа возможна за приемлемое время, хотя увеличение производительности
в десять раз прибавит эффективности только на пару процентов. Так что, возвращаясь
к первому вопросу, разница между "синклером" и "Deep Blue" в вопросе шахмат
большая, но не космическая. (Примерно, как между мной и Каспаровым...:))
Врага надо знать
в интерфейс
Многообразие шахматных программ, существующих
на сегодняшний день, не позволяет сделать сколько-нибудь детальный обзор этого
сектора, но концептуально они легко делятся на два направления - компьютерные
игры и шахматные игры. Некоторая парадоксальность такого деления (ведь оба вида
игр предназначены для компьютеров) обусловлена разной направленностью этих программ
- если первые предназначены для игры, то вторые предназначены для Игры. Чувствуете
разницу? Настоящая Шахматная Программа это не игрушка - никаких красивостей,
все тот же "синклерный" интерфейс и "DOS mode". Ни бита ресурсов операционной
системе - программа сожрет все мегагерцы подчистую! Зато, если вы не Каспаров,
быть вам, скорее всего, битым. К этому ряду относятся такие монстры как "Fritz"
(http://www.chessbase.com/products/fritz5 ), "Rebell" (http://www.xs4all.nl/~rebchess
), "Hiarcs" (http://www.acc-ltd.demon.co.uk), "MCPro" (http://www.gambitsoft.com/chess/games/mchesse.htm
), "Genius" (http://www.gambitsoft.com/chess/games/geniuse.htm ) и так далее.
Желающие изучить вопрос более подробно могут посетить "Рейтинг-лист игровых
программ Шведской федерации" на http://home3.swipnet.se/~w-36794/ssdf/nr000.htm
.
На другой стороне развлекательные шахматы "в ситуациях
и интерьерах". Эти программы превращают скучный интеллектуальный поединок в
театрализованное представление. Они с удовольствием воспринимают видеоакселераторы
и прочие радости несерьезного геймерства. Красиво, конечно, но малоэффективно
- ведь все эти ресурсы можно было употребить по принципу "все для фронта, все
для победы". Ну да здесь уже работают не шахматные правила, а законы игрового
бизнеса - кто купит игру, в которую не сможет выиграть? Примеров не счесть:
"Battle Chess", "Chess kids", "Terminator 2 - Judgment Day Chess War" и т.д.
Вопиющий случай -- "Lego Chess", производства Lego media. Не игра, а Лего-мультик,
со всеми вытекающими в виде заставочек, скриптовых сценочек, плюшевой анимации
и прочей попсы. Где суровая действительность по версии ФИДЕ? Сложность игры
соответствует target group - политкорректно рассчитана на малолетних американских
олигофренов. Искусственный разум отдыхает, и сон его рождает чудовищ. Таких,
знаете, симпатичных лего-монстриков...
Длинные руки
друга
Это то, что касается наших поединков с, так сказать,
искусственным разумом. А как насчет "естественного"? Традиционные формы интеллектуального
противоборства теперь отлично дополняются компьютерным посредником. Мало того,
что многие шахматные программы имеют режим мультиплеера, превращаясь из грозного
противника в новый вид шахматной доски, так еще и Интернет предоставляет широчайшие
возможности по поиску соперников. Так что если вам надоело мерятся силой разума
с друзьями и знакомыми, а играющие на лавочке пенсионеры в свой круг вас еще
не допускают, добро пожаловать в Великую Сеть!
Если вы - человек далекий от этой древней игры
и ваши познания ограничиваются ходом коня (блиц-опрос, проведенный среди друзей
и знакомых, показал, что почему-то именно ход этой фигуры намертво западает
в память любого человека), то вас наверняка поразит та волна шахматных ссылок,
которая готова поглотить неопытного интернет-серфера. С таким изобилием может
сравниться разве что буйное сообщество "квакеров", однако, в отличие от последних,
шахматная интернет-тусовка гораздо более сплочена и структурирована, что, возможно,
связано с дисциплинирующим воздействием этой интеллектуальной забавы. Попавший
на любой шахматный сайт может идти по ссылкам все дальше и дальше, с форума
на конференцию, с конференции на чат, с чата в архив и так далее, погружаясь
все глубже в пучины шахматного Интернета - до полного понимания шахматного величия
и собственной ничтожности... Или до спасительного дисконнекта с провайдером.
Официоз
Обширный спектр шахматных ресурсов в Сети можно
приблизительно разделить на несколько направлений. Первое - Большой Спорт. Это
официальные сайты, такие, как официальный сайт ФИДЕ (www.worldfide.com), ICCF
- Международная Федерация Шахмат по Переписке (www.iccf.com ), РАЗШ - Российская
ассоциация заочных шахмат (http://www.farpost.com/chess/rcca), ICCA - Международная
Ассоциация Компьютерных Шахмат (http://www.dcs.qmw.ac.uk/~icca ), Американский
Шахматный Центр (www.chessctr.org) и даже Шахматная Федерация Бразилии (www.cbx.org.br)
(на португальском) или сайты мировых шахматных величин: официальный сайт Карпова
(www.karpov.ru) (простоватого, но достойного дизайна, с нескромно вынесенными
на первую страницу горячими похвалами посетителей), персональные страницы Крамника
(www.kramnikchess.narod.ru) и Каспарова (www.kasparov.com) (первый лежит на
бесплатном хосте, второй на платном, но оба весьма помпезны и на английском
языке) и так далее.
Битвы онлайн
Второе магистральное направление - онлайновые
игры. Надо отметить, что шахматы вообще первая онлайновая игра, возникшая задолго
до появления Интернета - вспомните шахматы "по переписке". Соответственно и
сейчас игровых серверов хватает: Международный Шахматный Клуб гроссмейстера
Ю. Авербаха (www.interchess.com) - платный шахматный сервис, где можно играть
в онлайне или смотреть realtime лекции о шахматах ("Высшее Шахматное Образование",
не как-нибудь!), обещают даже виртуальные турниры на реальные деньги. Годовой
взнос в этом клубе 24$, но первый месяц можно попользоваться бесплатно, чтобы
распробовать. Еще один сервис: Vinco Online Games (www.vogclub.com ), где можно
играть онлайн не только в шахматы, но и в нарды, шашки, карты, реверси и тому
подобные радости. Шахматы предлагают суперблиц, блиц, обычные и одновременные
- на выбор, можно играть и на деньги (фишки). Денег не просят, сервер англоязычный,
но основные игровые меню определили язык браузера и выскочили на русском! Спасибо.
Если бы умел толком играть в шахматы, попробовал бы подзаработать, а так не
рискнул - желающие могут попробовать свои силы. (Кстати, ничто не помешает вам
установит на соседнем компьютере что-нибудь вроде "Rebell" или "Genius" и вводить
туда ходы противника, выдавая решения программы за свои гениальные озарения.
Зачем враждовать с искусственным разумом, им надо пользоваться! Правда это неспортивно
и как-то унизительно...) Приведу навскидку еще несколько игровых ресурсов: www.freechess.ru
, www.chessed.com , www.igamearea.com и многие другие.
Архивариус
Немалая часть ресурсов предназначена для тех,
кто еще надеется всерьез побороться с электронными шахматистами, или просто
одержим идеей повышения своего мастерства. Это электронные архивы партий. Как
известно всякому шахматисту, гроссмейстер - это десять процентов таланта и девяносто
процентов хорошей памяти! Так что вернейший путь к победе - тщательно изучать
чужие партии. Настоящие профессионалы смогут в свое удовольствие смаковать изящество
гамбитов и эндшпилей на сайтах: "Архивы важнейших шахматных соревнований СССР
и России" http://www.geocities.com/al2055urs/indexr.html, "Шахматная библиотека
Интернет" http://chess.onenet.net , "База шахматных партий TYPHON" http://www.typhon.com
. Для особо изощренных интеллектуальных гурманов есть предельно специализированные
ресурсы типа: "Архивы малофигурных окончаний" http://chess.liveonthenet.com/chess/endings
и тому подобное.
Клуб четырех
коней
Следующая группа ресурсов - клубные сайты. Это
виртуальные сборища опасных шахматных маньяков, посвященные любимой игре и всему
с ней связанному. Осторожно - можно заразиться тяжелой формой доскомании или
фигурофилии. Удивительно убеждает чужая увлеченность! Даже как-то неудобно становится
- люди настолько заморочены, а мне как-то пофиг... Для тех, кто уверен в своей
устойчивости к чуждым веяниям или уже поражен шахматной заразой сообщу несколько
интересных адресов: шахматный клуб "Талисман" (http://chess98.chat.ru/Talisman.htm
) - лаконичного черно-желтого дизайна московский сайт с таблицей успехов и достижений
участников (из шести позиций), украинский шахматный сайт (http://chess-sector.odessa.ua
) - для малороссийских любителей славной игры, "Все о шахматах" - авторский
проект Евгения Федорова (www.farpost.com/chess ), где собранна разнообразная
информация о шахматах (фотографии, статьи, партии, новости и т.д.), "Шахматные
хроники Евгения Атарова" - любопытный и неплохо нарисованный сайт (www.joeblack.ru),
где бежит новостная лента исключительно шахматных новостей и куча других пряников
для любителей жанра ("тусовка", "болталка", "дайджест", "галерея" и т.д.).
Ладья Че Гевары
Ну ладно, клубов "по интересам" в Интернете полно,
но дальше в нашем обзоре целый букет ярких "небанальностей" - то, ради чего
только и стоит затеваться с обзорами. Это ресурсы, выпадающие из общего ряда,
но подпадающие под нашу тематику - выверты и извращения на тему шахмат. Любуйтесь:
Шахматория Семена Губницкого - "Классические шахматы
в абстрактном представлении" (http://users.kpi.kharkov.ua/sg_chess ). Весьма
философская попытка "Описать абстрактно все правила, закономерности, явления
в игре в шахматы", путем перечисления всевозможных определений и описаний явления
и процесса. Начиная от элементарно-классичекого: "Игра в шахматы - это игра,
в которой состязаются, противоборствуя, два соперника, поочередно перемещая
шахматные фигуры на шахматной доске в пределах определенных правил" и заканчивая
убийственной конкретикой: "И горизонталь 3, и горизонталь 6 будем называть пред-предпоследней
горизонталью...". Хорошо. Заставляет задуматься о сложности бытия, несмотря
на почти полное отсутствие дизайна странички. Суперцитата: "...как отличить
хорошее от плохого?! Можно ли в любой ситуации выявить, насколько тот или иной
ход приближает или отдаляет игрока от цели игры? Теория игры в шахматы (теория)
не содержит таких рекомендаций, которые игроку достаточно применить, чтобы в
любой ситуации выявить самый хороший (наилучший) ход". Нечего добавить - сказано
все.
Еще одна дивная страничка под заглавием: "Шахматы
- еврейская игра", в спортивном разделе на http://www.moshiachinrussian.com/
-- русскоязычном еврейском сайте. На полном серьезе утверждается еврейский приоритет
в создании шахмат - индийцы отдыхают. По утверждению данного источника: "Эту
древнейшую и популярнейшую игру придумал мудрый Шломо а-Мелех (Соломон). Всех
своих гостей он приглашал за шахматный столик и, разумеется, обыгрывал их".
Конечно, обыгрывал, как же иначе - попробовал бы кто не проиграть. Себе дороже...
Длительные сетования на то, что, несмотря на вышеуказанный исторический факт,
по рейтингу ФИДЕ, израильские шахматисты не входят в число даже первых 50-ти.
Суперцитата: "шахматы увеличивают остроту мысли так, что после этого человек
лучше понимает Тору ... вызывая освящение имени Всевышнего и поднимая престиж
евреев среди народов мира, которые видят успехи евреев в этой игре". Может таки
да, еврейская игра? Яхве их знает...
И, наконец, хит обзора - страница "Че и шахматы"
(http://www.fortunecity.com/ boozers/greenman/667/chess.html) с сайта, посвященного
Че Геваре. Как выясняется, Че очень любил шахматы, практически как Толстой -
детей. На странице присутствуют воспоминания Элеазара Химененса - чемпиона Кубы,
цитаты из газеты "Эль Мундо", рассказы друзей и соратников, подтверждающие,
что команданте был величайшим шахматистом, и, если и не выдумал шахматы лично,
то по крайней мере подсадил на них кубинцев. Суперцитата: "Че был убежден, что
шахматы играют важную роль в формировании молодого человека. Он способствовал
распространению этой игры, участвуя во всех значительных турнирах, проводимых
в стране". Короче, если верить материалам сайта, "самый мудрый и простой" кубинец
постоянно играл в шахматы и, подобно Соломону, всегда выигрывал. Может шахматы
все-таки кубинцы придумали? Че?
И снова о комплексах
Тем не менее, как же быть с комплексами? Ау, доктор
Франкенштейн! Почему они нас побеждают на шахматном поле, и не повлечет ли это
череду других побед? М-д-а-а... А кстати, почему мы считаем это поле нашим?
Только потому, что мы эту игру придумали? Так и арифметика чисто человеческое
изобретение, а калькулятор, тем не менее, перемножает пятизначные числа существенно
быстрее, что, однако, не вызывает острой зависти и чувства неполноценности.
Может быть, та же ситуация и с шахматами? Игра эта имеет огромное, но все-таки
конечное количество вариантов позиций, и очевидно, что компьютеры с задачей
их перебора справляются быстрей. Тут закон Мура не на нашей стороне... Так что
речь идет не о противоборстве разумов, а, скорее об иррациональном чувстве обиды
- престиж потерян! Как-то мельчает напряженная борьба за шахматную корону, когда
заранее известно, что даже чемпион мира заведомо уступает железному ящику...
Увы, к этому, похоже, придется привыкнуть - вероятность луддитского переворота
невысока. Обидно? Мне - не очень. Почему, непременно надо тягаться с компьютером?
Ведь изобретение автомобиля не отменило соревнования по бегу! И бегуна никак
не ущемляет то, что он никогда не догонит мотоцикл - просто никто не проводит
таких соревнований. Скоро и матчи человек-компьютер перестанут забавлять публику
за полной предсказуемостью результата и каждый пойдет своим путем - компьютеры
будут считать, а человек - играть в шахматы. В Интернете, на мировых турнирах
и в парке на скамеечке - и доктор Франкенштейн тут совершенно не при чем. А
по поводу комплексов - это к доктору Фрейду - например на http://b-i.narod.ru/zigmund.htm
.
