КОМПЛЕКС ФРАНКЕНШТЕЙНА

     Первое столкновение с миром шахматных программ произошло у меня в период повального синклеризма. Заботливо спаянное из всяческого радиохлама домашнее чудовище присосалось кабелем к телевизору (по RGB, конечно) и требовало себе применения - мотивация: "собрал, и ладно" явно не катила. И пошли потоком пятидюймовые дискеты с игрушками... Сейчас уже не вспомнить, кто был автором этой программы, тем более, что в те веселые времена имя автора было частенько заменено на гордое: "Hacked by..." - считалось круто. (Скорее всего, это был один из ранних вариантов Chessmaster компании Mindscape.) Тем не менее, отлично помню, как это выглядело: цветовая гамма в стиле "Нортоновских коммандос" (желто-синее шахматное поле на пол-экрана) и список опций слева. Зачем я ее скопировал? (Именно скопировал, покупать софт и тогда было "не комильфо".) Я никогда не был заядлым шахматистом - так, от случая к случаю, если уж совсем заняться нечем... Наверное, просто надо было попробовать все, что могли предложить программисты моему неизбалованному вниманию.
     Понятие "инсталляция" тогда относилось только к модерн-арту, а программы просто запускались с дискеты - жесткий диск был еще неведомым заморским дивайсом. И вот, наблюдаю перед собой выстроившиеся по всем правилам символы шахматных фигур: синие на желтом поле и желтые на синем. "New game?" - еще бы! Согласно науке великого гроссмейстера О. Бендера ввожу с клавиатуры заветное "Е2-Е4". Поехали! Через пятнадцать минут я, хлопая растерянно глазами, наблюдал злорадную надпись "ВАМ МАТ!" - единственный текст в игре, подвергшийся русификации. Нет, ну это, конечно, случайность - не могу же я, в самом деле, проиграть? Нет, я, конечно, не претендую - не гроссмейстер, и даже первый юношеский вряд ли потяну, но ведь у него мозгов 16 килобайт (продвинутая была машинка), а у меня миллиарды нейронов самого совершенного в природе человеческого мозга! Наверное, я отвлекся, был невнимателен, слишком пренебрежительно воспринял эти программистские потуги на искусственный разум... "New game?" - ну, держись, процессор Z-80! Теперь в полную силу -- "Е2-Е4"! Ощущение неминуемого поражения пришло минут через десять клавиатурного щелканья и оказалось совершенно верным. Ровно на пятнадцатой минуте (в игре шел счет времени, и даже была пиктограмма шахматных часов) издевательская надпись снова всплыла на экран. Вот тут-то я и осознал, что такое "комплекс Франкенштейна": устройство, которое я вот этими руками и этим паяльником призвал к жизни, теперь нагло демонстрирует собственное интеллектуальное превосходство! Нет, такое положительно невозможно было стерпеть. Это же какие комплексы начнутся - бунт машин, интеллектуальное рабство и прочий киберпанк. Человеческое эго требовало сатисфакции. Для начала я призвал на помощь бывшего одноклассника - мастера спорта по шахматам. После непродолжительного обучения интерфейсу (мыши тогда еще скромно жили за плинтусом и не претендовали на личный коврик на столе), мой далекий от компьютеров друг одержал легкую победу на восьмой минуте и наблюдал призовую суперграфику - переливающегося желтыми и синими полосами шахматного короля. Вторая попытка сократила время до четырех минут. Старательно борясь с ощущением собственного слабоумия, я спросил: "Неужели это так легко?". Снисходительный друг ответил: "Нет, конечно, очень уж доска непривычно выглядит...". Впрочем, оказалось, что в программе был-таки маленький баг, который опытный шахматист вычислил сразу - она не препятствовала продвижению вражеской пешки в ферзи (не считала опасным маневром?). Забыли это учесть программисты. После ухода друга я честно попытался учесть эту особенность программы, но мне ничего не помогло, хотя удовольствие растянулось на минут на тридцать. Поняв, что пережить такое унижение невозможно, я расковырял код игрушки и сократил время на раздумье, отведенное компьютеру, до двух секунд. Вот оно, торжество разума над материей! Бестолковая цифромолотилка суматошно двигала первые попавшиеся фигуры в произвольных направлениях, совершала нелепые ошибки и легко меняла ферзя на пешку - дура железная, что с нее взять? Правда, интерес к этой игрушке после трех-четырех партий сладостного торжества полностью угас - что за радость играть с дебилом? С тех пор я не верю в искусственный разум и не играю с компьютером в шахматы - комплекс Франкенштейна преодолен успешно.

     Шахматные гигагерцы
     Весь этот поток ретроспективного сознания вызван к жизни попытками разобраться, что же происходит сейчас в области шахматного программирования и (шлепнем тяжелым журнальным штампом) "на просторах Интернета". Казалось бы, после того, как "сильно голубой" обидел-таки Каспарова, говорить тут вовсе уже не о чем - "злобное торжество машинного разума", однако пресловутый, вынесенный в заголовок, комплекс требует взяться за скальпель и заглянуть внутрь проблемы. Несколько вопросов все-таки осталось. Во-первых, если меня без особенных проблем одолевал музейный "синклер", а Каспарова с трудом победил суперкомпьютер, значит ли это, что Каспаров меня умнее во столько раз, во сколько отличается объем, скажем, ОЗУ или тактовая частота процессора у этих машин? Во-вторых, почему они все-таки выигрывают? Где пресловутая всепобеждающая нелинейность человеческого разума? В-третьих, каково себя чувствует побежденное человеческое сознание в электронной шахматной среде? Каков наш ответ слишком умным железякам? И в-четвертых, чисто для самооправдания, имеют ли вообще отношения шахматы к понятию ума или, на худой конец, просто разума?
     Шахматы - чертовски древняя игра. Выдумали ее не то индийцы, не то евреи - не суть, но идея технически решить проблему стабильного выигрыша тоже уходит корнями вглубь веков. Еще в средние века в Европе на ярмарках некие предприимчивые люди демонстрировали за деньги "механического человека", который обыгрывал в шахматы любого желающего. Впрочем, инквизиция, справедливо усомнившись в техническом мастерстве современников, проверила этот казус в своей плоскости мышления - на предмет наличия колдовства. Вместо магии обнаружилось банальное мошенничество - внутри замысловатого устройства сидел талантливый карлик-шахматист. Не помню, сожгли ли их на костре или ограничились административным взысканием (повешеньем), но идея искусственного шахматного разума была опорочена надолго. До самого появления компьютеров. Особенности функционирования цифровых машин оказались идеально приспособлены к решению шахматных задач - позиции и правила легко поддаются числовому кодированию. Анализ позиции происходит путем полного или выборочного перебора - то есть выбору следующего хода из всего спектра вариантов или из приоритетных комбинаций, заложенных в программу создателями. Второй вариант значительно быстрее - в зависимости от мощности компьютера и ограничения времени на раздумье, глубина перебора составит от шести до двадцати полуходов, но первый эффективнее - программа размещает в оперативной памяти специальные таблицы вариантов и находит оптимальное решение. Правда, даже на мощном компьютере это может занять часик-другой. (Некоторые программы позволяют настроить вручную свой "способ мышления" и разница подходов становится очевидной.) Естественно, чем больше ОЗУ и выше тактовая частота процессора, тем большая глубина анализа возможна за приемлемое время, хотя увеличение производительности в десять раз прибавит эффективности только на пару процентов. Так что, возвращаясь к первому вопросу, разница между "синклером" и "Deep Blue" в вопросе шахмат большая, но не космическая. (Примерно, как между мной и Каспаровым...:))

     Врага надо знать в интерфейс
     Многообразие шахматных программ, существующих на сегодняшний день, не позволяет сделать сколько-нибудь детальный обзор этого сектора, но концептуально они легко делятся на два направления - компьютерные игры и шахматные игры. Некоторая парадоксальность такого деления (ведь оба вида игр предназначены для компьютеров) обусловлена разной направленностью этих программ - если первые предназначены для игры, то вторые предназначены для Игры. Чувствуете разницу? Настоящая Шахматная Программа это не игрушка - никаких красивостей, все тот же "синклерный" интерфейс и "DOS mode". Ни бита ресурсов операционной системе - программа сожрет все мегагерцы подчистую! Зато, если вы не Каспаров, быть вам, скорее всего, битым. К этому ряду относятся такие монстры как "Fritz" (http://www.chessbase.com/products/fritz5 ), "Rebell" (http://www.xs4all.nl/~rebchess ), "Hiarcs" (http://www.acc-ltd.demon.co.uk), "MCPro" (http://www.gambitsoft.com/chess/games/mchesse.htm ), "Genius" (http://www.gambitsoft.com/chess/games/geniuse.htm ) и так далее. Желающие изучить вопрос более подробно могут посетить "Рейтинг-лист игровых программ Шведской федерации" на http://home3.swipnet.se/~w-36794/ssdf/nr000.htm .
     На другой стороне развлекательные шахматы "в ситуациях и интерьерах". Эти программы превращают скучный интеллектуальный поединок в театрализованное представление. Они с удовольствием воспринимают видеоакселераторы и прочие радости несерьезного геймерства. Красиво, конечно, но малоэффективно - ведь все эти ресурсы можно было употребить по принципу "все для фронта, все для победы". Ну да здесь уже работают не шахматные правила, а законы игрового бизнеса - кто купит игру, в которую не сможет выиграть? Примеров не счесть: "Battle Chess", "Chess kids", "Terminator 2 - Judgment Day Chess War" и т.д. Вопиющий случай -- "Lego Chess", производства Lego media. Не игра, а Лего-мультик, со всеми вытекающими в виде заставочек, скриптовых сценочек, плюшевой анимации и прочей попсы. Где суровая действительность по версии ФИДЕ? Сложность игры соответствует target group - политкорректно рассчитана на малолетних американских олигофренов. Искусственный разум отдыхает, и сон его рождает чудовищ. Таких, знаете, симпатичных лего-монстриков...

     Длинные руки друга
     Это то, что касается наших поединков с, так сказать, искусственным разумом. А как насчет "естественного"? Традиционные формы интеллектуального противоборства теперь отлично дополняются компьютерным посредником. Мало того, что многие шахматные программы имеют режим мультиплеера, превращаясь из грозного противника в новый вид шахматной доски, так еще и Интернет предоставляет широчайшие возможности по поиску соперников. Так что если вам надоело мерятся силой разума с друзьями и знакомыми, а играющие на лавочке пенсионеры в свой круг вас еще не допускают, добро пожаловать в Великую Сеть!
     Если вы - человек далекий от этой древней игры и ваши познания ограничиваются ходом коня (блиц-опрос, проведенный среди друзей и знакомых, показал, что почему-то именно ход этой фигуры намертво западает в память любого человека), то вас наверняка поразит та волна шахматных ссылок, которая готова поглотить неопытного интернет-серфера. С таким изобилием может сравниться разве что буйное сообщество "квакеров", однако, в отличие от последних, шахматная интернет-тусовка гораздо более сплочена и структурирована, что, возможно, связано с дисциплинирующим воздействием этой интеллектуальной забавы. Попавший на любой шахматный сайт может идти по ссылкам все дальше и дальше, с форума на конференцию, с конференции на чат, с чата в архив и так далее, погружаясь все глубже в пучины шахматного Интернета - до полного понимания шахматного величия и собственной ничтожности... Или до спасительного дисконнекта с провайдером.

     Официоз
     Обширный спектр шахматных ресурсов в Сети можно приблизительно разделить на несколько направлений. Первое - Большой Спорт. Это официальные сайты, такие, как официальный сайт ФИДЕ (www.worldfide.com), ICCF - Международная Федерация Шахмат по Переписке (www.iccf.com ), РАЗШ - Российская ассоциация заочных шахмат (http://www.farpost.com/chess/rcca), ICCA - Международная Ассоциация Компьютерных Шахмат (http://www.dcs.qmw.ac.uk/~icca ), Американский Шахматный Центр (www.chessctr.org) и даже Шахматная Федерация Бразилии (www.cbx.org.br) (на португальском) или сайты мировых шахматных величин: официальный сайт Карпова (www.karpov.ru) (простоватого, но достойного дизайна, с нескромно вынесенными на первую страницу горячими похвалами посетителей), персональные страницы Крамника (www.kramnikchess.narod.ru) и Каспарова (www.kasparov.com) (первый лежит на бесплатном хосте, второй на платном, но оба весьма помпезны и на английском языке) и так далее.

     Битвы онлайн
     Второе магистральное направление - онлайновые игры. Надо отметить, что шахматы вообще первая онлайновая игра, возникшая задолго до появления Интернета - вспомните шахматы "по переписке". Соответственно и сейчас игровых серверов хватает: Международный Шахматный Клуб гроссмейстера Ю. Авербаха (www.interchess.com) - платный шахматный сервис, где можно играть в онлайне или смотреть realtime лекции о шахматах ("Высшее Шахматное Образование", не как-нибудь!), обещают даже виртуальные турниры на реальные деньги. Годовой взнос в этом клубе 24$, но первый месяц можно попользоваться бесплатно, чтобы распробовать. Еще один сервис: Vinco Online Games (www.vogclub.com ), где можно играть онлайн не только в шахматы, но и в нарды, шашки, карты, реверси и тому подобные радости. Шахматы предлагают суперблиц, блиц, обычные и одновременные - на выбор, можно играть и на деньги (фишки). Денег не просят, сервер англоязычный, но основные игровые меню определили язык браузера и выскочили на русском! Спасибо. Если бы умел толком играть в шахматы, попробовал бы подзаработать, а так не рискнул - желающие могут попробовать свои силы. (Кстати, ничто не помешает вам установит на соседнем компьютере что-нибудь вроде "Rebell" или "Genius" и вводить туда ходы противника, выдавая решения программы за свои гениальные озарения. Зачем враждовать с искусственным разумом, им надо пользоваться! Правда это неспортивно и как-то унизительно...) Приведу навскидку еще несколько игровых ресурсов: www.freechess.ru , www.chessed.com , www.igamearea.com и многие другие.

     Архивариус
     Немалая часть ресурсов предназначена для тех, кто еще надеется всерьез побороться с электронными шахматистами, или просто одержим идеей повышения своего мастерства. Это электронные архивы партий. Как известно всякому шахматисту, гроссмейстер - это десять процентов таланта и девяносто процентов хорошей памяти! Так что вернейший путь к победе - тщательно изучать чужие партии. Настоящие профессионалы смогут в свое удовольствие смаковать изящество гамбитов и эндшпилей на сайтах: "Архивы важнейших шахматных соревнований СССР и России" http://www.geocities.com/al2055urs/indexr.html, "Шахматная библиотека Интернет" http://chess.onenet.net , "База шахматных партий TYPHON" http://www.typhon.com . Для особо изощренных интеллектуальных гурманов есть предельно специализированные ресурсы типа: "Архивы малофигурных окончаний" http://chess.liveonthenet.com/chess/endings и тому подобное.

     Клуб четырех коней
     Следующая группа ресурсов - клубные сайты. Это виртуальные сборища опасных шахматных маньяков, посвященные любимой игре и всему с ней связанному. Осторожно - можно заразиться тяжелой формой доскомании или фигурофилии. Удивительно убеждает чужая увлеченность! Даже как-то неудобно становится - люди настолько заморочены, а мне как-то пофиг... Для тех, кто уверен в своей устойчивости к чуждым веяниям или уже поражен шахматной заразой сообщу несколько интересных адресов: шахматный клуб "Талисман" (http://chess98.chat.ru/Talisman.htm ) - лаконичного черно-желтого дизайна московский сайт с таблицей успехов и достижений участников (из шести позиций), украинский шахматный сайт (http://chess-sector.odessa.ua ) - для малороссийских любителей славной игры, "Все о шахматах" - авторский проект Евгения Федорова (www.farpost.com/chess ), где собранна разнообразная информация о шахматах (фотографии, статьи, партии, новости и т.д.), "Шахматные хроники Евгения Атарова" - любопытный и неплохо нарисованный сайт (www.joeblack.ru), где бежит новостная лента исключительно шахматных новостей и куча других пряников для любителей жанра ("тусовка", "болталка", "дайджест", "галерея" и т.д.).

     Ладья Че Гевары
     Ну ладно, клубов "по интересам" в Интернете полно, но дальше в нашем обзоре целый букет ярких "небанальностей" - то, ради чего только и стоит затеваться с обзорами. Это ресурсы, выпадающие из общего ряда, но подпадающие под нашу тематику - выверты и извращения на тему шахмат. Любуйтесь:
     Шахматория Семена Губницкого - "Классические шахматы в абстрактном представлении" (http://users.kpi.kharkov.ua/sg_chess ). Весьма философская попытка "Описать абстрактно все правила, закономерности, явления в игре в шахматы", путем перечисления всевозможных определений и описаний явления и процесса. Начиная от элементарно-классичекого: "Игра в шахматы - это игра, в которой состязаются, противоборствуя, два соперника, поочередно перемещая шахматные фигуры на шахматной доске в пределах определенных правил" и заканчивая убийственной конкретикой: "И горизонталь 3, и горизонталь 6 будем называть пред-предпоследней горизонталью...". Хорошо. Заставляет задуматься о сложности бытия, несмотря на почти полное отсутствие дизайна странички. Суперцитата: "...как отличить хорошее от плохого?! Можно ли в любой ситуации выявить, насколько тот или иной ход приближает или отдаляет игрока от цели игры? Теория игры в шахматы (теория) не содержит таких рекомендаций, которые игроку достаточно применить, чтобы в любой ситуации выявить самый хороший (наилучший) ход". Нечего добавить - сказано все.
     Еще одна дивная страничка под заглавием: "Шахматы - еврейская игра", в спортивном разделе на http://www.moshiachinrussian.com/ -- русскоязычном еврейском сайте. На полном серьезе утверждается еврейский приоритет в создании шахмат - индийцы отдыхают. По утверждению данного источника: "Эту древнейшую и популярнейшую игру придумал мудрый Шломо а-Мелех (Соломон). Всех своих гостей он приглашал за шахматный столик и, разумеется, обыгрывал их". Конечно, обыгрывал, как же иначе - попробовал бы кто не проиграть. Себе дороже... Длительные сетования на то, что, несмотря на вышеуказанный исторический факт, по рейтингу ФИДЕ, израильские шахматисты не входят в число даже первых 50-ти. Суперцитата: "шахматы увеличивают остроту мысли так, что после этого человек лучше понимает Тору ... вызывая освящение имени Всевышнего и поднимая престиж евреев среди народов мира, которые видят успехи евреев в этой игре". Может таки да, еврейская игра? Яхве их знает...
     И, наконец, хит обзора - страница "Че и шахматы" (http://www.fortunecity.com/ boozers/greenman/667/chess.html) с сайта, посвященного Че Геваре. Как выясняется, Че очень любил шахматы, практически как Толстой - детей. На странице присутствуют воспоминания Элеазара Химененса - чемпиона Кубы, цитаты из газеты "Эль Мундо", рассказы друзей и соратников, подтверждающие, что команданте был величайшим шахматистом, и, если и не выдумал шахматы лично, то по крайней мере подсадил на них кубинцев. Суперцитата: "Че был убежден, что шахматы играют важную роль в формировании молодого человека. Он способствовал распространению этой игры, участвуя во всех значительных турнирах, проводимых в стране". Короче, если верить материалам сайта, "самый мудрый и простой" кубинец постоянно играл в шахматы и, подобно Соломону, всегда выигрывал. Может шахматы все-таки кубинцы придумали? Че?

     И снова о комплексах
     Тем не менее, как же быть с комплексами? Ау, доктор Франкенштейн! Почему они нас побеждают на шахматном поле, и не повлечет ли это череду других побед? М-д-а-а... А кстати, почему мы считаем это поле нашим? Только потому, что мы эту игру придумали? Так и арифметика чисто человеческое изобретение, а калькулятор, тем не менее, перемножает пятизначные числа существенно быстрее, что, однако, не вызывает острой зависти и чувства неполноценности. Может быть, та же ситуация и с шахматами? Игра эта имеет огромное, но все-таки конечное количество вариантов позиций, и очевидно, что компьютеры с задачей их перебора справляются быстрей. Тут закон Мура не на нашей стороне... Так что речь идет не о противоборстве разумов, а, скорее об иррациональном чувстве обиды - престиж потерян! Как-то мельчает напряженная борьба за шахматную корону, когда заранее известно, что даже чемпион мира заведомо уступает железному ящику... Увы, к этому, похоже, придется привыкнуть - вероятность луддитского переворота невысока. Обидно? Мне - не очень. Почему, непременно надо тягаться с компьютером? Ведь изобретение автомобиля не отменило соревнования по бегу! И бегуна никак не ущемляет то, что он никогда не догонит мотоцикл - просто никто не проводит таких соревнований. Скоро и матчи человек-компьютер перестанут забавлять публику за полной предсказуемостью результата и каждый пойдет своим путем - компьютеры будут считать, а человек - играть в шахматы. В Интернете, на мировых турнирах и в парке на скамеечке - и доктор Франкенштейн тут совершенно не при чем. А по поводу комплексов - это к доктору Фрейду - например на http://b-i.narod.ru/zigmund.htm .
     






Hosted by uCoz