ЖЕНСКАЯ МАШИНА
Случилось со мной на днях неожиданное
просветление. Из разряда тех, которые происходят с каждым - когда наконец-то
удосуживаешься заметить то, что все время маячит перед глазами. Так вот, стою
я в обычной вечерней пробке на Садовом кольце... Всяк, кто ездил по Москве,
знает это особое медитативно-пробочное состояние, когда разум отключается от
процесса вождения, когда нервы не напряжены спешкой (рабочий день кончился,
торопиться некуда), играет музыка, думаешь о своем... И тут я зачем-то оглянулся
по сторонам, и пришло Оно - просветление. Представьте себе - сидя за рулем своей
машины я вижу примерно десятка полтора соседствующих транспортных средств. Весьма,
надо сказать, разнообразных - от "Оки" до "Форд-Эксплорер". Все они стоят, впав
в вынужденную неподвижность пробочного ступора, и в каждой машине - за рулем
женщина! Вот оно - свершилось! Революция, о необходимости которой так долго
говорили феминистки, произошла сама собой - а мы этого даже и не заметили. Не
то чтобы увиденное мной отражало реальную статистическую картину - скорее, это
просто совпадение - но, как говаривал Чукча из анекдотов: "Тенденция, однако...".
Сам термин "женский автомобиль" придумали, безусловно,
мужчины. Более того, есть в этом определении что-то неоправданно-уничижительное
- мол, "женская машина", то есть, надо полагать, барахло какое-то. С "мужской"
точки зрения барахло - то ли колеса маленькие, то ли двигатель слабоват, то
ли просто какая-то она слишком красивая... Женская, короче машина. Не самец.
Вам кажется странным делить автомобили по половому признаку? Напрасно. Вот возьмите,
к примеру, Ford Expedition. "Экспедишн" - один из самых больших вседорожников
в мире, превосходит его габаритами только фордовский же "Экскешн" да военная
техника типа "Хаммера". Ощущение от него совершенно дивное: где-то внизу суетятся
легковушки, какому-нибудь "Лэндкрюйзеру" вполне можно плюнуть в открытый люк,
а водителям грузовиков смело смотришь прямо в глаза. Машина разгоняется как
тяжелый бомбардировщик, - быстро, уверенно и мощно, создавая ощущение полной
вседозволенности, явно распространяющееся и на окружающих - при обгонах встречные
машины сворачивают на обочину, несмотря на изрядный запас по скорости и дистанции.
Типичный самец. Лакированный танк. Мужская машина.
А вот очаровательная малютка "Форд-Ка" - сверкающий
зализанный кузов, колёсики по углам и непередаваемо забавное выражение "мордочки".
МашинКа. Утрированно-мужское слово "автомобиль" как-то не вяжется с этим плюшевым
дизайном. Машина буквально нарисована одним взмахом пера, все линии плавны и
закончены. Овал приборной панели длинной запятой перетекает в центральную консоль
с CD-проигрывателем, ребристые мячики дефлекторов гармонируют с линией круглых
ручек управления климатом, и венчает всё это строгий белый эллипс циферблата
часов, с неожиданно легкомысленными треугольными стрелочками. В общем, такую
машину хочется поставить на пьедестал и любоваться совершенством дизайнерской
мысли. Красотища. Не самец, совсем не самец. Она. Дама. Женская машина.
И что из этого следует? Что женщина из этих двух
машин непременно выберет "Форд-Ка"? Ничего подобного. Вот мужика в "Форде-Ка"
представляю с трудом, а женщину в "Экспедишне" - запросто. Одна моя знакомая
с удовольствием водит "УАЗик". И наплевать ей, что он ездит медленно и жрет
топливо как гиппопотам, он ей НРАВИТСЯ. Может быть именно тем, что типичный
самец. Может быть, она таким образом подчеркивает свое доминирование - даже
перекрасила его в ярко-розовый цвет, для большего унижения... Впрочем, это крайности.
Есть разные женщины и разные машины, и каждая находит себе то, что ей нужно.
Вот вам картинки из жизни, то, что невольно фиксирует взгляд, брошенный в боковое
стекло:
Вот тащит по трассе здоровенный прицеп потрепанная
"Волга". За рулем - очевидная мать провинциального семейства, представитель
перестроечного поколения челночных торговцев, кормилица семьи и опора непутевого
мужа. Из тех, кто "коня на скаку". И не машина у нее - ломовая лошадь. Старенькая
"баржа" на просевших рессорах загружена под крышу каким-то товаром, колеса у
прицепа "домиком" от постоянного перегруза, и никаких вам рюшечек с занавесочками.
Работать надо, семью кормить. Едет потихонечку, шевелит ненакрашенными губами
и лоб морщит - явно деньги оставшиеся подсчитывает. Детям на учебники, мужу
на пиво... И если вдруг заглохнет на дороге ее поношенный керогаз, будьте уверены
- откроет капот, продует карбюратор, почистит свечи, дольет масла и поедет себе
дальше, не рассчитывая ни на чью помощь.
Вот томится в пробке "Пассат". Красный универсал,
пяти-семилетнего возраста, ухоженный и, несмотря на липкую кашу московских дорог,
чистый. За рулем - некая "бизнес-вуман", владелец маленькой фирмы или менеджер
большой. Костюм, строгий макияж, усталое лицо, на заднем сидении ребенок лет
десяти, неизбежный телефон прижат к левому уху... Ребенка в школу - на работу
- на деловую встречу - с работы - ребенка из школы - в магазин за покупками
- машину на стоянку - ребенка домой - полжизни в дороге. К заводской комплектации
добавлен минимум - музыка, сигнализация, какой-нибудь освежитель воздуха да
висюлька под зеркалом. Это не обязательно "Пассат" - может быть и "Тойота Карина
Е", и "Опель Астра". Что-то недорогое, слегка подержанное, но приличное и практичное.
Такая машина - атрибут делового человека, как мобильный телефон и органайзер.
Социальное положение еще не требует престижного "Мерседеса", но уже не допускает
сыпучих "Жигулей" - остановки в пути "по техническим причинам" неприемлемы.
Возможно, в ее жизни уже были "Жигули", и она знает сколько клапанов в моторе
ее "Пассата", но карбюраторы забыты, как страшный сон, и никогда, - слышите?
- никогда больше она не позволит себе портить маникюр, открывая капот. Эта женщина
добилась в жизни многого и несомненно добьется большего. У нее еще будет "Мерседес".
Вот остановился на светофоре новенький "Ниссан
Максима". Синий металлик, литые диски, непременный "автомат" и полный электропакет.
Стильная и неброская машина - если вы не знаете, сколько она стоит. За рулем
женщина с суровым лицом директора крупной фирмы. Ее возраст знает только ее
косметолог, ее деньги считает ее бухгалтер, ее ноутбук несет до машины ее секретарь.
Она чувствует себя молодой, но старшая дочь уже может сделать ее бабушкой. Ее
костюм можно обменять на "Волгу" - но зачем ей "Волга"? Она может купить себе
"Мерседес" - но зачем ей "Мерседес"? Она уже прекрасно понимает, что "Мерседес"
- для тех, кто хочет что-то доказать. Ей не нужны такие символы статуса - ее
статус не нуждается в символах. Бриллианты на ее пальцах - настоящие бриллианты,
и машина ее - настоящая машина. Дорогая, но без выпендрежа. Это может быть "Ауди
А8", "Тойота Марк 2", или даже "Лексус", но никогда "БМВ" или "Гелендваген"
- пусть на них катаются нувориши и бандиты. Она еще помнит, как заработала первую
сотню тысяч, но никогда не расскажет этого даже своему третьему мужу. Она знает,
сколько стоит ее машина, но ей наплевать, сколько у нее цилиндров. Она купит
себе все что захочет - кроме, может быть, счастья...
Вот фланирует по дороге прекрасное видение...
"Крайслер ПТ Круизер", "Фольксваген Нью-Битл", "Смарт" или нечто столь же экзотичное.
Едет не быстро - догнать и заглянуть в кабину несложно. Что за неземное создание
за рулем? Как пестрая иноземная птица - ослепительный макияж, что-то немыслимо-розово-пушистое
на плечах, а отточенный маникюр заставит вздрогнуть Фредди Крюгера. Возраст
раннего студенчества, хотя внешность заставляет вспомнить не МГУ, а Институт
Красоты. Из динамиков аудиосистемы доносится что-то бессмысленно-бумкающее,
перекрывая симфонические трели подвешенного на желтом шнурочке красного мобильника.
Задумчиво пересекает по диагонали три полосы, рассеянно оценивая в салонном
зеркале длину ресниц и лепеча что-то в свой пестренький миниатюрный телефончик.
На нервные гудки водителей только хлопает огромными прекрасными глазами - но
все замолкают и пропускают это чудо. Кто купил тебе такую машину, девочка? Не
знаю, кто этот счастливчик, но я его понимаю - такой бриллиант требует соответствующей
оправы. Трепетное, безмозглое, абсолютно декоративное создание - но увидев его
на дороге понимаешь: экзотика концепт-каров и нефункциональность кабриолетов
созданы для нее. Чистая эстетика на колесах.
Резкий сигнал, вспышка ксенонового света сзади
- уступи дорогу, тихоход! Взвизгнув резиной в повороте, мимо синей молнией проносится
"Импреза". Ничего, на светофоре встретимся и я загляну в твой спортивный салон,
чтобы увидеть там женщину-загадку. Ничего не могу про нее сказать - гордый профиль
за тонированными стеклами, огнедышащая машина, неугасимые фары днем и ночью.
Зачем тебе этот болид, прекрасная незнакомка? Что это за женщины, проносящиеся
иногда мимо на бешеных "БМВ", "Мустангах" и "Порше"? Не знаю... Мне не догнать
их антикрылатых коней, не разглядеть лица за густой тонировкой стекол, не понять,
что влечет их к этим спортивным снарядам... Наверное, они прекрасны, как хищные
кошки, наверное, они мчатся, чтобы спрыгнуть с парашютом с высокой скалы в водопад,
наверное, они тайные представительницы забытой расы сверхлюдей, наверное...
Темны окна спортивных машин. Но мне нравится думать так.
Забудьте все, что я написал в начале статьи. Я
вас обманул. Нет никаких женских машин. Есть женщины, и есть машины. Есть машины,
достойные прекрасных женщин, и есть женщины, достойные лучших машин. Женская
машина - это всего лишь машина, которую выбрала женщина. "Чего хочет женщина
- того хочет Бог". Присоединяюсь к этому заявлению. Аминь.
