СВОБОДНЫЕ РУКИ
С первого апреля 2001 года вступают в силу очередные
изменения в Правилах Дорожного Движения РФ. В числе прочих дополнений там есть
запрет на пользование в движении мобильными телефонами, не оборудованными системой
"Hands Free". Надо заметить, что несмотря на весёлую дату, ГИБДД настроена весьма
решительно -- беспечных любителей поговорить будут безжалостно штрафовать. (ВНИМАНИЕ!
Хотя это и первоапрельский номер, данная статья серьёзна, как полосатый жезл!)
Хотя появление нового повода для штрафов никак
не может нас порадовать, в целом такое дополнение ПДД представляется вполне
разумным. В европейских странах с его необходимостью столкнулись гораздо раньше
-- и ввели практически повсеместно, даже в Польше. При этом в Германии, например,
в которой и машин, и сотовых телефонов на душу населения значительно больше,
чем у нас, штрафы за это нарушение доходят до 200 DM. А что делать? Статистика
неумолима: разговор по "мобильнику" во время движения становится причиной около
7% аварий, что составляет ежегодно тысячи человеческих жизней. В России такая
статистика пока не ведётся, но, учитывая общую безалаберность и лихость наших
водителей, вряд ли она будет мягче -- сотовый телефон в нашей стране уже перешёл
из разряда дорогих игрушек в число предметов первой необходимости.
Если
у вас есть сотовый телефон, то велика вероятность того, что у вас есть и автомобиль
-- и то, и другое необходимо активному деловому человеку. Однако такое сочетание
добавляет в жизни не только удобства. Представьте себе: напряжённый перекресток,
загорелся зелёный и... зазвонил мобильник. Одновременное действие нескольких
стимулов и соответствующих им рефлекторных комплексов, по мнению психологов,
вызывают временную дезориентацию даже у самого опытного и выдержанного водителя.
Трогаться или хвататься за телефон? А вдруг это действительно важный звонок?
А сзади уже нетерпеливо гудят клаксоны... Двигаться в плотном городском потоке
управляя автомобилем одной рукой не просто тяжело -- очень опасно. Автоматическая
коробка передач наверное несколько снижает напряжение, но и она не панацея,
да и непопулярны они в России. Некоторые из моих знакомых говорят: "Зачем мне
какие-то хитрые устройства? Если зазвонил телефон, я остановлюсь у обочины и
поговорю спокойно...". Представьте себе, вы спокойно едете по улице и вдруг,
из левого ряда, к обочине кидается автомобиль, водитель которого, судорожно
хватаясь за "мобильник", забывает включить сигнал поворота... Знакомая картина,
не правда ли? Кроме того, некоторые деловые люди ведут настолько активный образ
жизни, что звонят им чуть ли не каждые три минуты. На что будет похожа их поездка,
если при каждом звонке они станут парковаться у обочины? Да и не везде у нас
можно остановиться... Можно ещё отключать телефон, садясь в автомобиль, но тогда
зачем он вообще нужен? 
Итак, необходимость систем "Hands Free" можно
считать доказанной, теперь стоит разобраться, что же это собственно такое? Для
выяснения этого вопроса мы обратились к одному из самых известных в Воронеже
операторов мобильной телефонии, компании "Сотовая Связь Черноземья", региональному
представителю федеральной сотовой сети СОТЕЛ. В СОТЕЛе к журналистскому любопытству
отнеслись с пониманием и специально для нас устроили то, что в привычной автомобильной
терминологии можно назвать "тест-драйв". Для этого был выделен принадлежащий
компании автомобиль "Волга", оборудованный стационарной системой мобильной связи
и два телефона с переносными комплектами громкой связи, телефон "BENEFON SPICA"
и телефон "Nokia-640". Также в заезде участвовал телефон "Nokia-720", принадлежащий
нашему главному редактору и имеющий встроенную систему громкоговорящей связи.
(Он в комплекте с редактором находился в его автомобиле.)
Кроме
этого мы ознакомились в офисе компании с "малым установочным комплектом громкой
связи", о котором я расскажу далее. Вне "конкурса", просто случайно, был мой
телефон, подключённый у другого оператора и никакой системой "Hands Free" не
оборудованный. Со всем этим богатством мы отправились по Задонскому шоссе в
сторону Москвы, периодически связываясь с главным редактором, который мотался
по городу по своим делам.
"Hands Free" переводится буквально как "свободные
руки", так что руки у меня были действительно свободны. Правда, при этом я напоминал
пародию на сотрудника ЦРУ из американского фильма: в одном ухе наушник от одного
телефона, в другом от другого, на воротнике два миниатюрных микрофона и в каждом
кармане по "мобильнику". Гарнитуры "Hands Free" от "Nokia-640" и "BENEFON SPICA"
очень похожи, за одним исключением: у "Nokia" на микрофоне есть маленькая кнопочка
для подтверждения ответа (дублирующая кнопку на телефоне), а "BENEFON" переходит
в режим разговора автоматически, после второго звонка (количество звонков можно
настраивать). Вторая система облегчает пользование (для того чтобы ответить,
не надо нащупывать на воротнике маленький микрофончик), зато проигнорировать
звонок не удастся. Первые минут пятнадцать торчащие в ушах "затычки" изрядно
отвлекали, тем более, что телефоны звонили часто, ставя меня перед вопросом:
"Какой телефон звонит? Надо ли нажимать кнопочку?". Тем не менее все эти проблемы
показались ерундой, когда зазвонил мой телефон. Что там кнопочка! Вот достать
одной рукой из кармана куртки не оборудованный "Hands Free" мобильник, когда
этот карман намертво зажат ремнём безопасности... Вот это, я скажу вам, настоящая
акробатика! Впрочем, вскоре уши адаптировались к инородным предметам и замечать
гарнитуры я перестал совершенно, а там и мой, внеконкурсный "несотеловский"
телефон самостоятельно решил проблему, попросту выйдя из зоны приёма где-то
в районе 9-го километра. Сразу скажу, что несмотря на всё удобство наушника
с микрофоном, по сравнению с выуживанием самого аппарата из кармана, они сами
ни в какое сравнение не идут со стационарным комплектом, установленным в машине.
Микрофон
в "Сотеловской" Волге установлен на передней стойке, динамик где-то под "бардачком",
на тоннеле пола на витом шнуре закреплена трубка с клавиатурой для набора номера.
Когда этот телефон звонит, достаточно нажать на кнопку и можно разговаривать
совершенно свободно, не повышая голос -- микрофон достаточно чувствительный,
кроме того, мощный усилитель обеспечивает надёжную связь даже на большом расстоянии
от базовой станции. Если магнитола оборудована соответствующей опцией, то телефон
сам выключит её звук при поступлении звонка, чтобы музыка не мешала разговору.
В общем, полная благодать, с одним большим НО -- этот аппарат стационарный и
из автомобиля не извлекаем. То есть, те, кто вам звонит должны знать, что вы
сейчас в машине и звонить именно на этот номер. Так что такая система наиболее
применима на служебных машинах с водителем. Для использования в индивидуальном
автомобиле оптимальным вариантом будет, наверное, "малый установочный комплект",
о котором будет подробно рассказано в следующей статье.
Все вышеописанные системы (а так же "Hands Free"
к другим аппаратам) постоянно можно приобрести в компании "Сотовая Связь Черноземья"
