БЕЗЗАТРАТНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
ПОСОБИЕ ДЛЯ ЭКОНОМНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
О времена, о нравы! Тяжела ноша руководителя
предприятия или иной какой конторы, бесстыдной жадностью и корыстностью своей
мучают его работники всех сортов и рангов. Хотят, презренные, зарплаты "достойной"
и уровня жизни "соответствующего". Ха! Не понимают, наивные, что задача руководителя
не их обеспечить, но свою выгоду соблюсти. Если же тверда рука руководящего
и изощрен ум его в администрировании, да воспользуется он нашими советами. Сие
позволит ему иметь персонал многочисленный в изобилии, расходов на него отнюдь
не увеличивая...
МЕТОД ПЕРВЫЙ, ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ.
Чтобы жернова бизнеса вращались бесперебойно
и весело, к ним должна быть постоянно приложена некая сила. То есть, как учит
нас учебник физики, производится работа. А работа никак не произойдет без затрат
энергии... Экономный же руководитель, должен стремится к всемерному снижению
всяческих затрат. Как совместить эти противоречивые требования? Если уж мы начали
с жерновов, то логично обратится к многовековому опыту мельников. Кто вращает
их жернова? Мудрая наука история свидетельствует, что первой тягловой силой
в мукомольном бизнесе являлись лошади, мулы и прочий домашний скот. Ходя по
кругу приводили они в движение несложные устройства тогдашних мельниц. Метод
простой, но затратный - скотину нужно кормить, пасти и всячески за ней ухаживать.
Поэтому такой способ производства мы можем смело уподобить классическому ведению
бизнеса, где в качестве тягловой силы используются наемные работники. Руководитель
же практикующий беззатратное администрирование воспользуется опытом веков и
вспомнит о водяных мельницах. Да, всякая работа требует расхода энергии, но
кто сказал, что это наши расходы? Пусть работают законы гидравлики! Итак, что
нужно для устройства своего бизнеса гидравлическим методом? Обеспечить непрерывный
поток воды... то есть, извините, работников. Главное - открыть пошире шлюзы...
Даем побольше объявлений "компании N требуются на работу... Зарплата высокая!".
Ура, поток пошел! Желающих трудится за высокую зарплату всегда больше чем рабочих
мест. Остается только направить этот поток на лопасти нашего колеса. Нанимаем
необходимое количество работников, ставим цели и задачи, отходим в сторонку
и с умилением смотрим, как бодро закрутились наши жернова... Главное при этом
- ни в коем случае не платить сотрудникам никаких денег. Через месяц всем объявляется,
что "в связи с объективными трудностями, выплаты жалования задерживаются. Это
временное недоразумение, моральный ущерб будет компенсирован премиями. Потом."
Еще через месяц руководитель, роняя скупую слезу, сообщает, что "трудности оказались
непреодолимы, наш бизнес тонет, мы вынуждены с вами расстаться... Простите,
если можете..." Всхлипывая и утирая сопли рукавами работники расходятся по домам,
преисполненные сочувствия к вашей тяжелой судьбе и даже не вспоминая о невыплаченных
деньгах - какие деньги, у человека бизнес рухнул! Одновременно с этим размещаются
новые объявления о "высокой зарплате". Очередная порция сотрудников с энтузиазмом
берется за дело... Мельничное колесо завершило оборот и начало следующий.
МЕТОД ВТОРОЙ, КОНКУРСНЫЙ.
Допустим, ваша фирма получила заказ на разработку
чего-то штучного и уникального. Это может быть план рекламной кампании, компьютерная
программа или метод скоростного забивания гвоздей в стену - неважно. Важно другое,
для творческого решения требуются творческие личности -- способные к неординарному
мышлению, умные и образованные. Каждый опытный руководитель знает, что такие
люди - проклятие администратора. Во-первых, они не склонны к подчинению и дисциплине,
во-вторых, они всегда считают себя умнее начальства, в-третьих, они в этом,
как правило, правы... Но самое главное - они очень высоко себя ценят! Что может
быть неприятнее слишком умного работника, которому еще и платить надо много?
Однако руководитель практикующий беззатратное администрирование может с честью
выйти из этой неприятной ситуации оказавшись хитрее умных и умнее хитрых.
Прежде всего, надо объявить как можно шире об
открывшейся вакансии в вашей фирме. Как будет называться предлагаемая должность
неважно, но в названии должно обязательно присутствовать указание на ее начальственность:
"PR-директор, главный редактор, начальник отдела, сверхглавный-особогенеральный-суперменеджер..."
- ну и так далее. Ну и, естественно, зарплата величиной с пирамиду Хеопса и
карьерный рост прямо к звездам. Главное условие приема на работу - победа в
конкурсе претендентов. Казалось бы, что в этом особенного? А фокус в том, что
в качестве конкурсного задания выставляется искомая проблема (заказ вашей фирмы).
Стремясь занять столь блестящее место, соискатели превзойдут сами себя, предложив
вам гениальные решения на выбор. Остается только известить всех конкурсантов,
что выиграл кто-то другой (можно даже не трудится, через некоторое время они
сами поймут что пролетели) и, выбрав из предложенных решений наилучшее, присвоить
его себе. Таким образом, продвинутый администратор не только получает необходимое
совершенно бесплатно, но и заслуживает одобрение вышестоящего начальства своей
гениальностью. Блестяще справившаяся с заданием фирма получает следующий заказ
и все повторяется...
МЕТОД ТРЕТИЙ, СКАЗОЧНЫЙ.
Метод основан на известном творении А. С. Пушкина
"Сказка о попе и его работнике Балде". Давно известно, что лучше классиков ничего
не придумаешь, осталось только воплотить в жизнь гениальные советы великого
русского поэта. Для удачного применения этого метода нужно соблюсти только одно
условие - каждый работник должен быть балдой. Как из работника сделать балду?
Очень просто: при найме служащему сообщается, что его берут с "испытательным
сроком", естественно, в течении этого срока зарплата будет символической, зато
потом... "Поймите, я лично не сомневаюсь в вашей компетенции, в вашем случае
испытательный срок является чистой проформой, но таковы уж традиции нашей фирмы"
- доверительно заглядывая в глаза говорит администратор в приватной беседе.
Успешно прошедшим испытательный срок обещаются золотые горы и молочные реки
в кисельных берегах. Прочувствовавший важность момента новоиспеченный сотрудник
вгрызается в работу с упорством и производительностью карьерного экскаватора,
сидит ночами и не жалеет ни сил ни времени - балда готов. Периодически к "испытуемому"
подходит руководитель и одобрительно похлопывает по плечу: "вы отлично справляетесь,
вопрос о вашем переводе на постоянный оклад в принципе решен, осталось последнее
усилие..." - воодушевленный работник удваивает усердие. Когда "испытательный
срок" подошел к концу, а у "балды" уже язык на плече от усталости, начальник
практикующий беззатратное администрирование дает ему "контрольное задание" -
типа "пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что" - в лучших традициях
народных сказок. На робкие возражения: "Но... Это же невозможно..." начальник
каменеет лицом - "Мы очень рассчитываем на вас, это важно для нашей фирмы, вы
должны заслужит право называться нашим сотрудником...". Увы, хороший конец у
таких историй бывает только в сказках - "не справившийся" с безнадежным заданием
"балда" безжалостно отчисляется и на его место находится новый...
МЕТОД ЧЕТВЕРТЫЙ, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ
Все вышеописанные методы изящны и интересны, но
имеют один общий недостаток: быстрая ротация кадров приводит к тому, что вы
всегда имеете дело с неопытными сотрудниками. Набраться опыта и толком вникнуть
в дело они не успевают. Вот то ли дело было раньше, в славные времена рабовладения
- работник вкалывает на тебя всю жизнь, только корми... Внимание! Руководитель
практикующий "беззатратное администрирование" легко может организовать рабовладельческое
общество в одной отдельно взятой фирме! Для этого используется такой прием,
как "материальная ответственность". Проще всего этот метод срабатывает в торгующих
организациях - найти и удержать хорошего продавца так трудно... А вот материально
ответственного продавца - запросто! Достаточно устроить ему приличную недостачу,
размером примерно в десять месячных окладов. Советы "пересчитывать товар", "тщательно
читать накладные" и т. д. аналогичны совету внимательно следить за руками "наперсточника"
- опытный кладовщик в паре с бухгалтером способны творить настоящие чудеса!
Естественно, "пролетевший" на изрядную сумму работник вызывает горячее сочувствие
начальства: "Мы верим вам, наверняка вы не украли этот товар, конечно здесь
простой недосмотр, поэтому, войдя в ваше бедственное положение, мы будем забирать
только 80% вашего оклада в счет возмещения убытков...". Теперь мы имеем опытного
работника, вкалывающего всего за 20% реального заработка! Более того, он даже
не может уволится не выплатив "долг"! А через годик, когда недостача почти покрыта,
можно так же легко устроить следующую... Чем вам не рабовладение? Конечно, "раб"
может выкупится на свободу, например продав квартиру... Ну что ж, фирма все
равно не в убытке, а найти следующего при нынешней безработице не такая уж большая
проблема.
ВЫВОДЫ И ИТОГИ
Вышеперечисленные методы "беззатратного администрирования"
не охватывают всего спектра методик, они просто самые распространенные. В современном
российском бизнесе это стало уже скорее правилом, чем исключением. Так что если
вы руководитель фирмы, то воспользовавшись нашими советами обретете прямой и
легкий путь к процветанию. Однако стоит помнить, куда ведут прямые и легкие
пути... Если же вы, читатель, находитесь по другую сторону барьера, то пусть
этот материал поможет вам отличить "беззатратного администратора" от честного
работодателя. Не попадайтесь на удочку красивых обещаний!
ПОСТСКРИПТУМ
Когда древние монголы были великим народом, захватившим
полмира, они жили по законам Чингисхана, называемым "Яса". В этом своде законов
самым страшным преступлением считался "обман доверившегося" - за него карали
не только провинившегося, но всех его родственников. Если же такой поступок
совершал руководитель (царь, вождь и т.д.) то ответственности подлежал весь
его народ (племя, компания...). Каралось же это преступление медленным удушением.
Простые, но справедливые люди были древние монголы...