СОЛО НА РАДИОТОЧКЕ
Ностальгия - сладкое чувство.
Так уж устроена человеческая память, что события минувшего в ней видятся сквозь
розовый светофильтр приятного. Всякому известно, что раньше и погода была лучше,
и женщины красивее, и люди умнее, и метр длиннее, и килограмм тяжелее... Главное,
впрочем, что мы были моложе.
Когда-то "Самоцветы" гремели. Практически в буквальном
смысле - из каждой радиоточки, на каждой кухне огромной тогда державы, летело
залихватское:
"Мой адрес не дом и не улица,
Мой адрес - Советский Союз..."
И как-то верилось, что "сегодня не личное главное,
а сводки рабочего дня..." - ведь такой искренностью были наполнены эти голоса
за решетками кухонных динамиков. Эх, побольше бы тогда искренности и поменьше
решеток... Это сейчас идея увозить кого-то в тундру кажется нам горькой иронией
тех лет (многих, многих все-таки увезли...), а в то время бодрое и такое привлекательно-современное
звучание "Самоцветов" поднимало настроение гигантской страны. Не хуже "Смоуки"
каких-нибудь, честное пионерское!
И
вот, год 2001-й - легендарные "Самоцветы" снова на сцене! Ночной клуб "Найт
Флайт" пригласил в наш город эту суперпопулярную супергруппу семидесятых годов
(впрочем, тогда это называлось ВИА). Признаться, шел туда не без опасений -
как-то прозвучат сейчас, тридцать лет спустя те шлягеры советских лет? И - неожиданное
потрясение. Многие, многие прекрасные команды видел я на этой небольшой клубной
сцене, но такого восторга зрителей наблюдать не приходилось. Посетители клуба
танцевали между столиками, бурно аплодировали и, самое главное - подпевали хором
такие знакомые с детства слова... Казалось, что не красный свет софитов подсвечивал
сцену, но патриотический отблеск комсомольских значков и пионерских галстуков.
Никаких ремиксов - то же самое звучание, те же интонации вокала, казалось, что
время свернулось в неожиданную петлю... В интервью перед концертом музыканты
говорили, что это сделано совершенно намеренно: любое осовременивание столь
глубоко вошедших в народную память песен вызывало бы дискомфорт у слушателей.
Конечно, это не фонограммы семидесятых с гнусавой органолой "Йоничка" и полуакустическими
гитарами, похожими на портативный контрабас, но современные инструменты подобраны
настолько грамотно, что чувствуется их полная естественность и родственность
непередаваемому ностальгическому вокалу. Удивительно, но даже те посетители
клуба, которые по своему возрасту наверняка не могли застать расцвет популярности
ВИА вообще и "Самоцветов" в частности, оказывается прекрасно знают слова и мелодию
этих песен! Музыканты замолкая протягивали со сцены микрофон - и песня не прерывалась.

Искусство всегда переживает идеологию. Сквозь
фильтр времени не прошли завиральные идеи "империи зла", да и сама "империя"
целиком не пролезла, но творчество "Самоцветов" легко отделилось от своей идеологической
направленности и сохранилось как некая квинтэссенция эмоционального ощущения.
Даже те кто не слушал ВИА в семидесятых, предпочитая затертые пластинки с полузапретными
"Битлами", не мог полностью отрешится от массовой культуры тех лет: одно радио
"Маяк", один (в лучшем случае два) телевизионный канал, и бесконечное множество
проводных радиоточек, которые тогда выполняли роль основного проводника информации.
Ох уж эти радиоточки! Сейчас даже трудно представить, как много места они занимали
в той жизни... Провода радиотрансляции были протянуты даже там, куда не доходили
газ, вода и электричество, а коробки с динамиками, в соответствии с требованиями
гражданской обороны, обязательно присутствовали на каждой кухне. Каждый работник
великой державы мог легко сэкономить на будильнике - заботливое государство
ровно в шесть утра призывало его к трудовой жизни помпезным гимном, бодрыми
новостями и - песнями "Самоцветов". "Мы поедем, мы помчимся на оленях утром
ранним..." - и ехали, кто на оленях, а кто и на трамвае: страна спешила на работу,
в едином порыве борясь с урожаем, меча в болото шпалы, или поворачивая реки
вспять. А те, кто не разделял этого порыва, вполне могли убедиться, что "север"
действительно "бескрайний" и места всем хватит... И к вышкам северных лагерей
были прикручены колючей проволокой стальные колокола тех же радиоточек, оглашая
вечную мерзлоту песнями о ее бескрайности. Совокупная мощность одновременного
звучания этой трансляции могла бы, как иерихонская труба, рушить стены вражеских
городов! Это было великое соло "Самоцветов", соло на радиоточке.
К
счастью, все меняется. К лучшему или совсем наоборот - это скажут через сотню
лет историки. Мы же вполне можем позволить себе ностальгию, которая суть отфильтрованная
память - и детскую радость первомайских демонстраций с их десятикопеечным мороженым,
и наивную гордость военных парадов с показной мощью "самой мирной ядерной державы",
и победные реляции о побежденном в очередной битве урожае, который, поджав хвост,
трусливо отступил с полей в бездонные закрома родины, и, конечно, песни ВИА
"Самоцветы". Благо, перейдя из сольного режима государственных радиоточек на
демократичную сцену ночного клуба "Найт Флайт" они нисколько не потеряли своей
прелести, а только приобрели новое, чистое звучание. Звучание тридцатилетней
ностальгии.
